tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Немного об инфраструктуре пирамид. 4. Трансформация Хеопс - Шепсескаф.

Да, про положение погребальной камеры - это я давно заметил.
Оригинал взят у aldanov в Немного об инфраструктуре пирамид. 4. Трансформация Хеопс - Шепсескаф.

Отступление от складывающихся традиций - мастаба фараона 4-ой династии Шесескафа, столь неожиданная после великих пирамид. Архитектурная контрреволюция? Или социальная регрессия?

Конечно,   самый интересный период в истории Древнего царства - это его расцвет, 26 и 25 века до н.э.

Но почему потом - и довольно скоро - случились кризис и упадок?  Это вопрос для специалистов из разных областей, поскольку прямых свидетельств нет, но зато есть немало догадок.

И об этом может рассказать что-то существенное и архитектура.


Переворот в строительстве пирамидных комплексов  - переворот в обществе.


Следует, во первых,  обратить внимание, что строительство великих пирамид сопровождалось не вполне объясненным религиозным переворотом.
Не он ли привел к концу блестящую 4-ую династию?


О какой-то неясной перемене сообщал еще Геродот:  Хеопс затеял огромное строительство, а перед тем "повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения".

Его сын  Хефрен (Хафра) вел себя таким же образом, продолжая тот же курс, возведя почти такую же огромную пирамиду.

Но что значит: фараоны "закрыли все святилища"? Что взамен?

Фараон мог объявить формой религиозного служения Ре само строительство пирамиды.  По Захи Хавассу Хеопс мог объявить себя богом Ре. Вот и  его пирамида называлась "Горизонт Хеопса", а сыновья Джедефра и Хефрен носили титулы "сынов Ре".
Наличие в захоронении солнечных барок, и само расположение погребальной камеры - не под землей, а в теле пирамиды, "над горизонтом" - потверждают эти слова. Хеопс сходит к горизонту (вид с востока) или, наоборот, восходит (вид с запада).

Надо отметить, однако, что в ряду пирамид прослуживается определенная тенденция расположения погребальной камеры по отношению к уровню земли:

zoser
Схема пирамиды Джосера - камера глубоко под землей, как в предшествующих погребениях - мастабах

pyramide-medum

knickpyramide-snofru

redpiramidSnofru
Мейдумская, ломаная и красная пирамиды Снофру - погребальная камера находится, фактически, на бывшей поверхности.





pyramid-17

Погребальная камера Хеопса - НАД ЗЕМЛЕЙ!

map3d
images

Пирамида Хефрена - камера расположена практически на уровне земли.

interior-menkaure-pyramid-3
Пирамида Менкаура - произошло погружение тела под землю.
365px-Shepseskaf_Iso

Мастаба фараона Шепсескафа - погребальная камера под землей

Менкаура, внук Хеопса и сын Хефрена, любитель хмельных напитков и женщин, а при том и милостливый судья, заслужил, по Геродоту, народную любовь не только облегчением от тягот строительства пирамид, разрешением старых верований:  "Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться [на своих полях] и приносить жертвы. Он был самым праведным судьей из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда‑либо правивших над ними царей. Ведь он был не только судьей праведным, но даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы".

И, в самом деле,  пирамида Менкаура существенно  меньше пирамид Хеопса (почти 11 раз по объему) и Хефрена (почти в 10 раз).
Хотя внешне она и напоминает пирамиды деда и отца, но берет скорей качеством: прекрасная двуцветная облицовка красным гранитом и белым известняком , великолепные статуи,  огромного веса блоки, применявшиеся в строительстве храма.

Специалисты считают, что в это время проявляет себя  тенденция к росту погребальных храмов на фоне постепенного уменьшения пирамид. Уже погребальный храм Хефрена был больше, чем храм Хеопса, а храм Менкаура был еще более роскошен. Однако, это вопрос, поскольку долинный храм Хеопса был разобран местными жителями и не сохранился, зато поминальный вблизи пирамиды был великолепен.

Но, в самом деле, храм Менкаура, который  ныне лежит в развалинах, был выстроен с размахом, и служил не только для служб, но в нем постоянно жили жрецы. Захи Хавасс считает, что долинные храмы были, собственно, дворцами. Поминальная процессия шла от дворца к пирамиде.

Еще один шаг по пути архитектуры, еще один переворот в обществе.

Но архитектурно-религиозная реформа на том не закончилась. Как известно, фараон Шепсескаф,сын Менкаура (предпоследний или даже последний фараон 4-ой династии)  отказался от строительства собственной пирамиды:

начав ее строить, он вдруг переменил свое мнение, в проект были внесены изменения, касающиеся  формы основания,  и  дело кончилось огромной мастабой в старом стиле. Хотя эта мастаба и оказалось крупней старинных предшественников (70 х 17м Хесехемуи), уступала, однако пирамиде Джосера ( длина 100 м, ширина 75 м, высотой 18 м  против   125 X 109х и высотой 62 метра), которая тоже начинала строиться, как мастаба.

Поскольку саму форму пирамиды свяфывают с солярным культом Ра, то, возможно, это был также сектантский отказ от солярного культа деда и отца.
Но не отказ от тенденции к увеличению погребального храма.

Это подтверждают слова Геродота: "После Микерина, как рассказывали жрецы, египетским царем стал Асихис (Шепсескаф - СА). Он построил расположенное по направлению к восходу солнца преддверие святилища Гефеста, далеко превосходящее красотой и обширностью все другие. И все другие преддверия украшены также рельефами и тысячью других архитектурных орнаментов, но Асихисовы все же гораздо роскошнее. Когда в правление этого царя, как передавали жрецы, деньги почти совершенно исчезли из обращения, в Египте был издан закон, [по которому] разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца. А к этому закону был прибавлен еще вот какой. Заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, и в случае неуплаты долга должника ожидала вот какая кара: и сам он после кончины лишался погребения в семейном или в каком‑либо другом склепе, равно как и его потомки. Чтобы превзойти прежних египетских царей, Асихис воздвиг в память о себе пирамиду из глиняных кирпичей с надписью, вырезанной на камне и гласящей: “Не ставь меня ниже каменных пирамид. Как Зевс над прочими богами, стою я над ними. Шест погружали в озеро и из грязи, которая приставала к шесту, изготовляли кирпичи. И таким образом меня воздвигли”. Вот что совершил этот царь.

Геродот передает нам важную информацию, что новый фараон выше всех ставил, вероятно, культ Птаха (греки считали его аналогом Гефеста), а потому строительство гробницы вместо пирамиды было, вероятно, актом сознательного обращения к архаике (напомним, что первая пирамида, Джосера, тоже была посвящена Птаху, создателю богов).

Но  при том Шепсескаф не слишком изменил структуру комплекса:
i_056
Мастаба с поминальным храмом и проходом к следующему храму, столь ярко описанным Геродотом, но до нашего времени не дожившем. Нет тут, конечно, и места для  пирамидки, у которой приносились жертвы ставшей было привычной частью интерьера погребального комплекса.

Но этот отказ от пирамид не нашел последователей в ближайших династиях. Возможно, что сам отказ послужил поводом к установлению новой династии.

Tags: livejournal, Египет, архитектура, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments