tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Пространственные построения в древнеримской живописи

В основе пространственных построений в римской живописи лежит параллельное проецирование. Многие предметы и архитектурные сооружения построены по принципам, схожим с нашей аксонометрией.

0_13c02e_71e1497a_orig.jpg

В то же время римлянам было известно понятие точки схода. Однако, единой точки схода для всех параллелей в их картинах мы не обнаружим. Часто встречается принцип оси схода, который Э. Панофский называл "рыбьей костью", когда несколько точек схода для пары параллелей расположены на одной вертикальной оси. При этом боковые элементы архитектуры изображаются в параллельной проекции. Нечто очень похожее мы можем видеть у художников проторенессанса, однако стилистически римские фрески отличаются от них довольно сильно.

tmpfUURFb.jpeg

Italia2008(4181)_Roma_Rosso-Pompeiano.jpg

Italia2008(4179)_Roma_Rosso-Pompeiano.jpg

Обратите внимание, как центральная часть кессонного потолка прикрывается.

Вообще, среди древнеримских фресок нет ни одной, построенной полностью в соответствии с правилами перспективы, более того, нет ни одной картины с единой точной схода. Даже в самых совершенных фресках, вроде этой, из виллы в Боскореале верхние параллели сходятся в одной точке, а нижние - в двух других (я показываю только одну из них).

thumb_032 - копия.jpg


Означает ли это, что перспектива была вовсе неизвестна древним римлянам? Строго говоря, нет. В картинах художников Нового Времени также можно найти множество отклонений от перспективы (в том числе несколько точек схода), однако перспектива определенно была им известна. Более того, некоторые детали в римских фресках вроде бы косвенно подтверждают, что они также имели представление о перспективе.
К таким деталям относится например, равномерное уменьшение толщины колонн и расстояний между колоннами в галереях, как в вышеприведенной фреске из Боскореале.

thumb_032.jpg


640px-Metropolitan_wall_painting_Roman_1C_BC_9 боскореале.jpg
Вот еще одна фреска оттуда же. Архитектура здесь построена очень вольно и, кстати, сильно напоминает изображение города со знаменитой фрески Амброджо Лоренцетти в Палаццо Публико. Однако, обратите внимание на галерею вверху, уходящую вдаль. Такое ощущение, что художник, ее рисовавший видел перспективные изображения.

1024px-Pompeii_-_Villa_dei_Misteri_-_Cubiculum_1 - копия.jpg

1024px-Pompeii_-_Villa_dei_Misteri_-_Cubiculum_1.jpg
Или вот построение кессонированных сводов во фреске из Виллы Мистерий. Здесь две точки схода (для центрального свода и для боковых), однако кессоны сужаются так равномерной, что вспоминается знаменитая "Троица" Мазаччо. (Хотя здесь живописец обращается с кессонами несколько вольно).

Если проводить параллель с искусством ренессанса, то можно отметить, что с точки зрения пространственных постороений значительная часть римских фресок соответствует уровню треченто, но некоторые из них поднимаются и до кватроченто. При этом следует помнить, что большинство фресок - из Помпей, небольшого провинциального города и не следует требовать от них слишком многого. Гипотетически можно допустить, что они видели изображения, построенные по всем правилам перспективы, но либо не могли, либо не хотели этим правилам следовать.

Еще фрески:

640px-Metropolitan_wall_painting_Roman_1C_BC_7.jpg

0_285f3_7c665f5c_L.jpg

640px-Metropolitan_wall_painting_Roman_1C_BC_8.jpg

Affreschi_con_finte_architetture_da_villa_di_boscoreale,_s.n._01.JPG
Здесь, кстати, паралели верхних галерей сходятся примерно на уровне глаз, так что художник, возможно, знал о линии горизонта

Boscoréale.jpg
В то же время, базы колонн - в обратной перспективе)

Livia_Prima_Porta_01.JPG

Villa_di_livia,_affreschi_di_giardino,_parete_corta_meridionale,_pianta_con_uccelli.jpg

кабинет из дома зол. браслета.jpg
Тут вообще такое ощущение, что художник избегает изображать глубокое пространство. Однако как великолепны растения и птицы!

0_13c0d7_fcda1626_orig.jpg
Tags: Рим, античность, живопись, параллели, перспектива, пространственные построения, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments