tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О датировках русских каменных церквей 16 в.

Я уже писал как-то про деревянные русские церкви. В том посте я  говорил, что датировки деревянных церквей 17-18 вв. зачастую сомнительны и для отдельных памятников существует много вариантов датировки в большом временно диапазоне. Чем ближе к нам по времени, тем более надежны датировки, и это понятно. Парадоксально то, что и более ранние церкви 16 в. датированы куда надежнее.
Зато со многими каменными церквями 16 века такой однозначности нет.

Далее просто привожу список церквей с «нижней» и «верхней» датами постройки.



Архангельский собор в Рязани: середина 14 – начало 17 века!



Собор Спасо-Ефимиева монастыря: начало 16 в. – 1594.



Ц. Усекновкения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове: 1529-30 – 1570-е



Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме: 1550-е – 1652. (Принята поздняя датировка)



Никоновская ц. в Троице-Сергиевой Лавре: 1548 - 1623. (На перднем плане)



Троицкая (ныне Покровская) ц. в Александровской слободе: нач. 16 в. (1514?) – 1570-е.



Ц. Рождества Христова в Юркине: 1431-1521.




Пятницкая ц. на Подоле (Сергиев Посад): 1547 – кон. 17 в.



Ц. Трифона в Напрудном (Москва): 1470-е в. – середина 16 в.



Собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря: 1525-1598
Список, разумеется, далеко не полный. Замечу, что ни упоминание в летописи и документах, ни конструктивные особенности, ни декор не могут служить абсолютно надежным свидетельством для датировки. Характерно также, что возведение каменной церкви – отнюдь не рядовое событие: таковых было немного даже в крупных городах. Тем не менее, информация о них очень скудна, что и порождает столь неоднозначные датировки. И дело так обстоит не только с церквями, но и с крепостями. Так, крепость в Старой Ладоге ранее датировалась 1480-ми годами (причем на основании дендрохронологических данных), но в 1997 г. была предложена датировка ее 1589 г.



http://getpath.ru/articles/old_ladoga О чем свидетельствует такая неоднозначность датировок? На мой взгляд  - о начале реальной истории. В истории легендарной все просто и однозначно: все знают, когда был убит Юлий Цезарь, и что он говорил перед смертью Бруту. А в реальной истории далеко не все так ясно и понятно. И чем дальше в прошлое – тем меньше ясности.
Но такая ситуация  не только с русской архитектурой. Вот пример:



ц. Апостолов в Салониках.

Из Википедии:

Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации монограмм константинопольского патриарха Нифонта I, в которых он называется её основателем, строительство церкви стали относить к началу XIV века.
Разброс датировок ни много ни мало – 7 веков!

 
Tags: 16 век, 17 век, Россия, архитектура, датировка, история, средневековье, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments