tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Рождение перспективы-4. Нидерланды, 15 в.

Нидерландские художники 15 века были великими реалистами. Они тщательно выписывали все детали, почти с фотографической точностью. Однако перспектива, к тому времени уже открытая в Италии, долгое время оставалась им неизвестна.

Вот основоположник нидерландской живописи - Робер Кампен:

Robert_Campin_-_L'_Annonciation_-_1425.jpg
Алтарь Мероде, ок. 1425.

Тут и так, в общем-то все ясно, но я поанализировал для пущей убедительности.

Похоже, Кампен так и не пришел к пониманию, что такое точка схода, но в более поздних работах все параллели уже устремляются к одной области:

кампен.pngRobert_Campin_015.jpg
Правая створка триптиха Верля, 1438 г.

Почти такая же ситуация и в работах его ученика - Рогира ван дер Вейдена:

Rogier_van_der_Weyden_-_The_Annunciation_-_WGA25591 - копия.jpg
Благовещение, центральная часть триптиха, ок. 1440

Квадраты на полу вырисовываются с величайшей тщательностью, но истинное их предназначение - служить основой для перспективного построения ускользает от нидерландских художников.

800px-Weyden_madonna_1440 - копия.jpg
Святой лука, пишущий Мадонну. ок. 1440

Эта картина очень близка по композиции к "Мадонне канцлера Ролена" Яна Ван Эйка:

ролен.png
Мадонна канцлера Ролена, ок. 1435

Пространственные построения в работах Ван Эйка выглядят куда более правдоподобными, чем у ван дер Вейдена, так что без анализа и не поймешь, что в них не так. В данном случае - нет единой точки схода (примечательно, что параллели на полу сходятся на маленьком острове посреди реки).

ван э.png
Благовещение, ок. 1434-1436

Здесь нет единой точки схода, но диагонали квадратов сходятся примерно на линии горизонта! Конечно, Ван Эйку не была знакома теория перспективы, но, по всей вероятности, он видел работы итальянских художников (интересно - какие?), построенные по всем правилам перспективы, по которым художник пытался постичь столь трудную для него науку. Выдающаяся наблюдательность и великолепное пространственное мышление привели к тому, что его картины выглядят столь правдоподобно.
Несмотря на это, насколько мне известно, нет ни одной работы Яна Ван Эйка даже с единой точкой схода, неговоря уже о правильной перспективе в целом. Я проанализировал довольно многие из них, но утомлять читателей не буду:

Jan_van_Eyck_Suckling_Madonna_Enthroned.jpg
Ян Ван Эйк. Мадонна на троне

Не найдем мы правильной перспективы и в большинстве работ "второго поколения" нидерландских художников:

Petrus_Christus_-_Virgin_and_Child_in_a_Domestic_Interior_-_Google_Art_Project.jpg
Петрус Кристус. Мадонна с Младенцем в интерьере, ок. 1460-1467

боутс.png
Дирк Боутс. Коронование Богоматери, ок. 1450

Пожалуй, первой картиной в нидерландской живописи, построенной в соответствии с правилами перспективы почти полностью является "Тайная Вечеря" Дирка Боутса:

,jenc dtxthz.png
Ок. 1464-1467

Сложно сказать, узнал ли он теорию перспективы от кого-то другого (получил "на блюдечке"), или доходил до всего своим умом. Судя по тому, что правильно построить готические арки на боковых стенах ему так и не удалось - скорее второе.

P.S. Кстати, интересно сопоставить работы нидерландских художников с древнеримскими фресками, которые находятся примерно на той же стадии в плане перспективы.

Tags: 15 век, Нидерланды, перспектива, пространственные построения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments