tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Традиция или неумение?

В дополнение к посту про каджарские портреты. Часто, когда речь заходит про искусство, стоящее на стыке двух систем, условно "традиционной" и европейской-академической (например, про русские парсуны 17 в. и вообще нашу живопись того времени), говорят, что вот, дескать, художники стремились сохранить вековые традиции в новых условиях, вот и получалось все так декоративно-плоскостно. Мне такой тезис кажется сомнительным. Они действительно хотели сохранить старые традиции, или просто опирались на эти самые традиции потому, что еще не освоили в достаточной мере новые? А иногда ошибки в построении пространства, объема и пропорциях и анатомии выдают за следования традициям.
Да и вообще, вопрос о соотношении старого и нового в живописи очень не прост. Скажем, в "каджарских портретах" европейское влияние явно перевешивает традиции персидской миниатюры, ИМХО, при том, что в эту самую миниатюру европейское влияние проникало начиная с 16 века, по крайней мере. Просто пытаясь копировать приемы европейской академической живописи восточные художники не усвоили главного - важности работы с натуры, вот и получалось у них все так плоскостно.
Спросят, а что для меня является доказательством того, что те или иные художники сознательно обращались к традициям, и что вся эта "плоскостность" и "условность" в их картинах не просто от неумения? Неоспоримое доказательство - работы тех самых художников, созданные в европейской академической манере и безо всяких анатомически-пространственных ляпов. Причем, эти работы должны быть созданы примерно в то же время и в том же возрасте, что и традиционные. А то ведь можно порой в работах искусствоведов встретить такие утверждения, что дескать, под старость мастер понят всю пагубность и порочность европейского академического искусства, "хищнически-механического", по выражению Флоренского, и обратился к традиционным приемам и стало у него все "плоско" и "условно", зато высокодуховно. Однако, старость, она ведь штука такая...

Вот две работы Софонисбы Ангишолы, автопортреты в молодости и в глубокой старости:




Во втором "парсунность" так и выпирает. Ну так и художнице было уже лет 90 - и глаза и руки не те. А у кого то не те уже и в 60.
Tags: 16 век, 17 век, 19 век, диалог культур, живопись, портрет, примитив, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments