tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Св. София и Османские мечети.

Конечно хорошо, когда многие люди берутся за одни и те же темы, но как то обидно малость бывает, когда кто-то пишет про то, про что хотел написать ты. В данном случае кто-то – galkovsky. Упаси бог меня равнять себя с Дмитрием Евгеньевичем, но все же, хотел написать про турецкие мечети, и напишу, ибо текст почти готов был еще позавчера, но черт дернул меня публиковать записи про  индийские купола, Чапаева, мужские морщины и двойников Путина. Однако уже давно я обещал френду nezvanov'у написать про византийско-турецкие купола, и вот обещание сдерживаю. В несколько ином аспекте, нежели Галковский
Парадоксально, но за почти тысячу лет, прошедших со времени постройки Св. Софии в Константинополе не появилось церквей, которые можно было бы назвать прямыми подражаниями ей. Во всяком случае, до нас таковые не дошли. Но вот Константинополь был покорен османами, и подражания Софии стали появляться как грибы после дождя.
Считается, что образцом для османских мечетей послужили также храмы, возведенные турками в Малой Азии до завоевания Константинополя. Отчасти это действительно так. Вот, например небольшая мечеть Рум Мехмед Паша, одна из первых, построенных после завоевания (купол 11.5 м).




http://wowturkey.com/tr169/gokhan_tohumcu_rum_mehmet_pasa_mosqe.jpg

Отчасти ее план повторяет малоазиатские мечети, например Зеленую Мечеть (Йешиль-Джами) в Бурсе:



(происхождение последних тоже большой вопрос – насколько велика степень влияния Византии). В то же время, купол опирается на большую конху, как в Св. Софии. Да и во внешней отделке мечети много византийского.
Не замечать византийского влияния на османскую архитектуру невозможно, но в отечественном искусствоведении (а может и не только в нем) существовала тенденция к минимизации этого влияния. Вот что говорится во «Всеобщей истории искусств» (т.2 кн. 2):
В планировке мечети султана Баязида II в Стамбуле, построенной в 1500—1506 гг., архитектор Хейреддин еще следует традициям турецкой архитектуры предшествовавшего времени.
Сравните с характерным «примером архитектуры предшествовавшего времени» - Зеленой Мечетью в Бурсе-Брусе.




План и разрез мечети Баязида II.



Сама мечеть.



А это план и разрез Св. Софии. И на что больше похожа мечеть Беязит – на Софию или на Йешиль-Джами? По-моему, так просто уменьшенная копия византийского храма с поправкой на относительно малые размеры. Напомню, в византийской архитектуре за 1000 без малого лет ничего более похожего на храм Юстиниана не было.
После постройки Беязит-Джами строительство крупных мечетей по образцу Айя-Софии прекращается по не вполне понятным причинам, а затем возобновляется. Новый этап связан в первую очередь  с именем зодчего Кемаль ад-дина Синана.




Мечеть Шах-Заде (1543-1548).



Построена в честь рано умерших сыновей Сулеймана Мехмеда и Мустафы. Купол оаирается на четыре стлба и четыре конхи, поэтому по архитектуре мечеть ближе к сооружкениям позднейшего времени - Ахмедие и Ени-Джами.







Мечеть Сулеймание  (1549-1557) Тоже реплика Св. Софии. Диаметр купола – 26 м., что на 5 или 6 м. меньше, чем купол Св. Софии. План все тот же – трехнефная базилика, с куполом, опирающимся на две огромные конхи. Вместе с тем, Синан пытается объединить боковые нефы с подкупольным пространством, в отличие от Софии бокове нефы от подкупольного пространства отделены только тремя арками.


Сулеймание на гравюре Мельхиора Лорка.






Еще одна интересная мечеть, приписанная Синану – Миримах Султан (1546-1548). Интересен ее план. Такое ощущение, что от мечети отрезали один из боковых нефов, заменив его нартексом (как это называется в мусульманской архитектуре – лень искать), а середину противоположного нефа перекрыли полукуполом. Таким образом, получилось, что купол опирается с трех сторон на конхи, и это шаг к конструкции мечетей последующего времени.


Еще одна мечеть Миримах Джами, воздвигнутая в честь дочери султана в 1562-65 гг.


Вершиной творчества Синана считается мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополе) (1568-1574).








 Здесь решение уже иное. Купол опирается на восемь столбов. В целом, опять ничего специфически мусульманского здесь нет – типичная планировка христианского храма. Похожую имеют кафоликоны византийских монастырей. Но внешне Селимие от византийских храмов отличается очень сильно. Заметим, что в ней проявляются готические черты – купол поддерживают контрфорсы с аркбутанами, да и арки почти все стрельчатые. Это и понятно – в 16 веке готика еще не сдавала позиций в большей части Европы, о чем я много писал. Впрочем, стрельчатые арки есть и в других мечетях, и если их хоть как-то можно связать с иранской архитектурой, то вот контрфорсы – едва-ли. Примечательно, что купол равен софийскому, или даже чуть больше, и также разделен на 40 ребер.


Последняя мечеть, приписываемая Синану – Килис Али-Паша (надеюсь, транскрибирую правильно) (1578-1580). Мечеть невелика – купол всего 12.7 метров, самое интересное в ней – контрфорсы и арбутаны, поддерживающие купол. Но по сравнению с предыдущими творениями Синана это –шаг назад.




Еще одна мечеть, уже послесинановская – Новая, Ени-Джами. Начала строиться в конце 16 века, по инициативе старшей жены султана, венецианской гречанки Софии Баффо. После ее смерти стротельство прекратилось, достроили мечеть только в 1665 г. Планировка похожа на мечеть Миримах Султан. Обратите внимание, кстати на контрфорсы уже без арбутанов по углам купола.



Вершиной османской архитектуры можно считать  Голубую мечеть – Ахмедие (1609-1619). Диаметр купола 23.5 м., высота 43 м.
В 17 веке по неяснывм причинам строительство крупных мечетей прекращается. В 18 в. в турецкую архитектуру постепенно проникают барочные черты.





Мечеть Йени Валиде Джами, 1708-1710. Словно и не было столетнего перерыва в строительстве.

Отдельный разговор про мечеть Фатих-Джами (Мехмеда II Завоевателя):

Построена она была якобы в 1461-1470 гг. В 1766 г. разрушена землетрясением и полностью восстановлена к 1771 г. Якобы в прежнем виде. Но это сомнительно. По конструкции она близка к Голубой мечети ( и, кстати, превосходит ее размерами), купол опирается на 4 конхи, а такая конструкция едва ли могла сложиться сразу.




И действительно, на рисунке 1559 г. Фатих Джами выглядит иначе.
Итог – не буду я делать столь радикальных выводов, как Галковский, но то, что история османской архитектуры полна странностей – это факт медицинский.
Tags: "другая история", 16 век, 17 век, 18 век, Турция, архитектура, гигантомания, готика, датировка, ислам, средневековье, стили, техника, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments