tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про эффект привыкания, закон Пуаре, и гофрированные воротники.

Я уже писал неоднократно на эту тему, но еще один раз лишним не будет. Тем более, что конкретно про воротники я не писал еще.
И мода и искусство  - такие сферы, где не обойтись без знания психологии и даже психофизиологии. А в последней рассматривается в числе прочего т.н. « эффект привыкания».
То есть любой стимул, воздействующий на наши чувства, в результате многократного повторения утрачивает свой потенциал. Любит, например человек пить чай. Поначалу он пьет чай не особенно крепкий, но спустя какое-то время простой чай средней крепости начинает ему казаться слишком пресным, и крепость заварки увеличивается. Но увеличиваться бесконечно она не может, ибо слишком крепкий чай уже никакого удовольствия не приносит, от него во рту немеет. И когда крепость достигает своего так сказать физиологического предела, происходит «смена стиля». То есть человек начинает пить зеленый чай вместо черного. Или покупать чай с всякими вонючими добавками. Или пуэр какой-нибудь. А то и вовсе переходит на кофе.
Так вот, следствием эффекта привыкания, применительно к моде является закон Пуаре, который гласит: «Всякая крайность в моде – признак конца». То есть, если какой-то параметр ( ширина шляп, юбок, штанин, высота талии, обилие каких-нибудь рюшей и кружев) приближается к своему физическому пределу, значит, скоро мода сменится (хотя бы в отношении этого параметра).
Проиллюстрируем на конкретном примере.
Вот два групповых портрета, приписываемых Дирку Якобсу:




http://savepic.ru/2452593.jpg


Оба изображают корпорацию амстердамских стрелков. Первый создан в 1532 г., второй в 1561 г. За почти 30 лет мода изменилась: береты уменьшились, волосы укоротились, отросли бороды. А самое главное для нас, воротнички, которые на первой картине выглядят совсем уж символическими, на второй несколько увеличились в размерах, а некоторые из них, возможно даже накрахмаленные.


Но это все люди простые. А вот более знатные.



Тициан. Портрет Франциска I. 1539



Тициан. Портрет Рануччио Фарнезе. 1542


Тициан. Портрет Якопо Страда. 1567-68


Антонис Мор ван Дархорст. Портрет Вильгельма Оранского. 1555.


Адриен Томас Кей. Портрет Вильгельма Оранского. Ок. 1579.


Алонсо Санчес Коэльо. Портрет Изабеллы Клары Евгении. Ок. 1584



Франс Поурбус Младший. Эрцгерцог Альбрехт VII и Изабелла Клара Евгения. Ок. 1600 г.




Пантоха де ла Крус. Портрет Диего де Вильмайора. 1605 .

К концу 16 столетия воротник действительно превращается в «мельничное колесо», делающее голову и шею неподвижными. К тому же, стоил такой воротник целое состояние. В начале 17 столетия он постепенно выходит из моды, но остается символом высокого социального статуса. И до середины

Tags: 16 век, 17 век, 20 век, Испания, Италия, Нидерланды, гигантомания, датировка, живопись, зрительное восприятие, искусство, искусствометрия, маньеризм, мода, психология, ренессанс, стили, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments