tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про Флоренского, перспективу и театр

Среди мифов, порожденных работой Флоренского «Обратная перспектива» имеется миф о «театральности перспективы». По мнению о. Павла, перспектива зародилась не в «чистой живописи», а в прикладной – росписи театральных декорации ещё в 5 в. до н.э. и на протяжении 20-ти (!) веков служила исключительно целям сценографии и «не имела доступа в высокое искусство далее прихожей». Естественно, практически никаких доказательств того, что перспектива была известна мастерам театральных декораций античности и средневековья Флоренский не приводит. Оно и понятно – таковых не имеется. За исключением отрывка из Витрувия, на который Флоренский ссылается.

Собственно, вот он:

Впервые в Афинах, в то время когда Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил сцену и оставил ее описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали по тому же вопросу, каким образом по установлении в определенном месте центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи создавали на театральной декорации вид зданий, и чтобы то, что изображено на прямых и плоских фасадах, казалось бы одно уходящим, другое выдающимся.
(Витрувий, кн. 7, вступление.)

Вроде бы речь идет именно о перспективе, раз уж упоминаются линии, сведенные к центру и «соответствие» взору глаз. Впрочем, Панофский, например, сомневается в том, что Витрувий описывает именно перспективу. Он предполагает, что речь идет не о точке, а о «линии схода». Впрочем, эта гипотеза выглядит еще менее убедительной. Как бы то ни было, сам Панофский замечает, что археологи к цитированному отрывку из Витрувия относятся весьма скептически.
Но сама идея о том, что перспектива могла возникнуть при построении декораций для греческого театра, выглядит довольно нелепой. Дело в том, что живописное произведение, построенное по законам перспективы должно рассматриваться с определенной точки зрения, и только в этом случае оно будет максимально иллюзорным (чего, по Флоренскому, и добиваются художники-перспективисты).

Перуцци. Вилла Фарнезина.
А где эта самая точка в греческом театре? Для примера возьмем театр Диониса в Афинах, в котором, вроде как и «устраивал сцену» Агафарх.

 
 

Ясно, что человек, сидящий сбоку будет видеть сцену совершенно иначе, нежели тот, кто сидит напротив нее. Более того, зрительные места в театре поднимаются на оченьб большую высоту и тот, кто сидит на верхних рядах увидит совершенно иную картину, нежели сидящий внизу. Строить же декорации в расчете на несколько точек зрения гораздо сложнее, чем в расчете на одну. Не будем забывать, что это было самое начало перспективы.

В театрах эпохи Возрождения перспективные декорации появляются, по всей видимости, только в начале 16 века, одним из первых художников, применивших в декорациях перспективу был Бальдассаре Перуцци. Декорации театра Олимпико в Виченце (1580 г.), построенном Андреа Палладио представляют собой одно из высших достижений в этой области.


Театр Олимпико. Фрагмент декорации.


Театр Олимпико. План.



Театр Олимпико. Разрез.
Не оспаривая подлинность Витрувия, замечу, что именно в эпоху ренессанса идея перспективных декораций в театре сделалась актуальной и это совпало с интересом к труду римского архитектора.

К моменту постройки театра Олимпико перспектива была известна художникам уже на протяжении полутора веков. Палладио и Скамоцци попытались минимизировать перспективные искажения, возникающие при осмотре декораций. Тем не менее, единства перспективного изображения не получилось: декорации просматриваются через несколько проемов, в расчете на отдельные точки зрения. В следующем, 17 столетии планировка европейских театров кардинально меняется, зрительный зал вытягивается, сцена углубляется и перспективные сокращения, соответственно, минимизируются.






Театр Фарнезе, 1618
Tags: 16 век, 17 век, античность, архитектура, датировка, исторические мифы, история, перспектива, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments