tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Иванов и "прерафаэлизм"

Когда "Явление Мессии" А. Иванова было привезено в Россию и показано публике, вышла статья некого В. Толбина, в которой картина подвергалась резкой критике. М. Алпатов предположил, что за Толбиным стоял Ф. Бруни.
Среди прочего Иванов обвинялся в подражании "дорафаэлевской технике", и в том, что писал картину под "тлетворным влиянием Овербека". Таким образом, влияние назарейцев на Иванова было очевидно еще современникам.
Естественно, воздействие назарейцев на Иванова было очень сильным. Я уже приводил примеры цитирования (основываясь на статье Д.В. Сарабьянова), вот еще:

1280px-Александр_Андреевич_Иванов_-_Явление_Христа_народу_(Явление_Мессии)_-_Google_Art_Project.jpg
А. Иванов. Явление Христа народу. (Явление Мессии). 1837-1857

1280px-Friedrich_Overbeck_002.jpg
Ф. Овербек. Продажа Иосифа в рабство. Фреска Каза Бартольди, 1816-1817

Friedrich_Overbeck_-_Die_Anbetung_der_Könige_(1813).jpg
Ф. Овербек. Поклонение волхвов, 1813. Ср. фигуры молодого волхва и Иоанна у Иванова.

Jahrhundertausstellung_1906_KatNr__1293.jpg
Ф. Овербек. Вход в Иерусалим, 1822.

Но Иванов в отличие от назарейцев ни в коей мере не был примитивистом, не стремился к нарочитой архаизации, много внимания уделял изучению натуры и колориту. В этом отношении он скорее ближе к прерафаэлитам, чем к назарейцам. Молодые английские художники едва ли догадывались о существовании русского живописца, но время было такое. Художники активно начали выходить на открытый воздух.

Внимание Иванова к колористике не ускользнуло и от Толбина, в том, ка написана река Иордан он увидел сходство с "чисто китайской живописью, разрисованной какими-то фиолетовыми, синими и пунцовыми фестонами", а голова Иоанна казалась ему зеленой, "словно отделенной от трупа". Про китайцев фраза тоже пророческая, заметим.
И снова о прерафаэлитах, только настоящих, точнее их влиянии на Иванова:

1280px-Cappella_tornabuoni,_16,_battesimo_di_Cristo.jpg
Д. Гирландайо. Крещение Христа. Фреска капеллы Торнабуони, ок. 1485-1490. Многие фигуры отсюда перекочевали в полотно Александра Андреевича. Да и композиция в целом. Не Овербеком единым...
Tags: 15 век, 19 век, академизм, диалог культур, живопись, назарейцы, параллели, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments