tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про Панофского и "рыбью кость"

В одном из предыдущих постов я писал, что Эрвин Панофский не считал, что Витрувий в своем труде говорит о перспективе. Он пытается связать текст Витрувия с «перспективой угла», характерной для античной оптики, в частности, оптики Евклида. Панофский считает, что римский архитектор описывает построение при помощи «оси схода» («рыбью кость»). Излагать его гипотезу я не буду, кому надо, тот пусть сам почитает книгу «Перспектива, как «символическая форма»». Здесь я просто приведу рисунок из этой книги:
 



Мне эта гипотеза кажется притянутой за уши. Впрочем, Панофский и сам не особенно настаивает на своей гипотезе, замечая, что принцип «рыбьей кости» практически нигде последовательно не выдерживается. Вот еще картинки из книги Панофского:
 







На мой взгляд, связывать эти изображения с «перспективой угла» совершенно излишне. В первом случае используется метод «локальных аксонометрий», или «параллельная перспектива» (оба термина мне представляются неудачными), по такому же принципу построено пространство в большинстве помпейских фресок. Во втором мы видим робкую попытку перехода от «метода локальных аксонометрий» к построению со сходящимися ортогоналями. До «полноценной» перспективы здесь еще далеко.

Несмотря на то, что сам Эрвин Панофский относился к свлоей гипотезе не слишком серьезно, кое-кто воспринял ее, как истину в последней инстанции. Так, на Панофского ссылается Лазарев в «Происхождении итальянского возрождения», а на Лазарева, например, некий Вячеслав Шевченко. Последний пишет вот что:

Специфику такой перспективы можно прямо вывести из строения античного театра: расщепление точек схода параллелей вдоль вертикальной прямой следует из расслоения по высоте ярусов амфитеатра; в общем поле зрения столько же горизонтов, сколько ярусов, поднятых над уровнем сцены.

Интересно, человек понимает, о чем говорит? Почему сидящий в нижнем ряду должен видеть, как сходятся крайние линии на потолке, а горизонт сидящего наверху должен совпадать по высоте с точкой схода ортогоналей, расположенных в центре? Говоря конкретнее: почему для восприятия параллелей, расположенных в одной горизонтальной плоскости необходимо несколько уровней горизонта?
Tags: 20 век, античность, датировка, живопись, зрительное восприятие, искусство, перспектива, средневековье, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments