tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Эволюция форм в архитектуре барокко. Овальная планировка -1. Поздний ренессанс и раннее барокко

На мой взгляд, одно из принципиальных отличий ренессанса и барокко заключается в том, что первый стиль предпочитает круг, а второй – овал, или эллипс, как частный случай. Это различие очень существенно, почти так же, как существенно различие между полуциркульными арками романского стиля и стрельчатыми арками готики.
Замечу, что идея эллипсов на рубеже ренессанса и барокко распростарнятется не только в архитектуре и изобразительном искусстве вообще. Кеплер открывает, что орбиты планет имеют эллиптическую форму. Тут бы можно было порассуждать о крахе ренессансной гармонии и о смене круга эллипсом, как символическом выражении оного краха, но я пердпочитаю говорить о вещах более конкретных. 

Раз уж разговор зашел об арках, то нельзя не упомянуть в этой связи эллиптические и овальные арки мостов.
Вот проект моста с овальными арками Дж. Виньолы (ок. 1547 г.):

Однако, проект так и не был осуществлен.
Первым примером моста с эллиптическими арками является мост Св. Троицы  во Флоренции, построенный Бартоломео Аманати в 1569 г.:


Рис. из Британской Энциклопедии, 1911 г.




Овальную форму имеет и арка моста Вздохов в Венеции (ок. 1600 г.) – сооружения уже типично барочного:



Использование овалов и эллипсов в планировке церквей связано в первую очередь с именем Джакомо Бароцци да Виньолы(1507-1573). В середине 16 века он строит ц. Сант Андреа на Фламиниевой дороге в Риме. (Закончена в 1554 г.)









Церковь имела прямоугольную форму, и Виньола решил увенчать ее не круглым куполом, а овальным.


Снаружи, особенно со стороны фасада, облик церкви еще типично ренессансный, но именно она стала предтечей многих барочных храмов и не только храмов.

Другая церковь Виньолы – Санта Анна делла Палафреньери в Ватикане.





Вид церкви изнутри.


План.
Здесь идея овальных форм распространяется не только на купол, но и на планировку в целом, причем овал здесь уже очень близок к эллипсу. Церковь начала строиться в 1572 г. и была завершена только почти полвека спустя сыном Виньолы Джачинто Бароцци.


Вид церкви Санта Анна на плане 1615 г. Видно, что купол еще не начал строиться
Примечательно, что архитектор, которого зачастую противопоставляют Виньоле, Андреа Палладио (1508-1580), также использовал эллиптическую планировку, только не в церкви, а в театре Олимпико в Виченце. 


Театр Олимпико. План.
Там зрительные места расположены в форме полуэллипса, а не полукруга, как в античных театрах.
Овалы используются не только в планировке зданий, но и в планировке садов. Например, Бартоломео Аманати планирует овальные боскеты в садах Боболи, а Пирро Лигорио – овальный фонтан в парке виллы д’Эсте.


План садов Боболи. Кон. 18-нач. 19 в.



Вилла д'Эсте. Овальный фонтан. 1567, арх. Пирро Лигорио.

Идея овальной планировки церквей не получила серьезного развития в эпоху раннего барокко, но в середине 17 столетия, когда возможности развития других барочных элементов были исчерпаны она пережила возрождение. Но об этом – в следующем посте.
Tags: 16 век, 17 век, Италия, архитектура, барокко, датировка, искусство, маньеризм, ренессанс, стили, техника, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments