tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Эволюция форм в архитектуре барокко. Овальная планировка -2. 17 век.

Подлинный расцвет барокко в Италии приходится на середину 17 века. Именно тогда Бернини, Борромин ии примкнувший к ним Кортона закладывают основы стиля, господствовавшего на просторах большей части европейской цивилизации на протяжении еще почти полутора столетий.


Борромини. Ц. Сан Карло алле Куатре Фонтане

Первым был Борромини, по проекту которого начала возводиться церковь Сан Карло у Четырех Фонтанов (нач. строительства – 1634 г.). Безусловно, архитектору была знакома ц. Санта Анна делла Палафреньери, завершенная незадолго до начала строительства сан Карло.


Санта Анна делла Палафреньери
В проекте Бернини наблюдается преемственность с церковью Виньолы. В обоих случаях длинная ось овала вытянута перпендикулярно фасаду, и вход в обе церкви, и алтарь обозначены двумя нишами. На концах короткой оси, как в ц. Санта Анна, так и в Сан Карло распологаются еще две ниши. Оба храма вписаны в прямоугольник, в трех углах которого расположены капеллы.



Сан Карло. Купол.


Сан Карло. Интерьер.


Сан Карло. Купол капеллы.

Но проект Борромини значительно сложнее и прихотливее, нежели проект Виньолы. В Сан Карло овальную флорму имеет только купол, план же самой церкви представляет собой очень сложную фигуру, в очертаниях которой чередуются вогнутые и прямые линии. В результате внутреннее пространство церкви становится динамичным, как бы пульсирующим.

Бернини более традиционен, нежели его извечный соперник, на первый взгляд. Но возможно, на самом деле, он являются даже большим новатором, нежели Борромини.



Ц. Сан Андреа ин Квиринале. 1658-1670.


Сан Андреа. Разрез.


Сан Андреа. План.

В ц. Сан Андреа ин Квиринале он применяет овальную планировку, близкую к эллипсу. При этом длинная ось параллельна фасаду, а не перпендикулярна ему. В толще стен церкви располагаются восемь малых капелл, 4 овальные и 4 прямоугольные. Примечательно, что полукруглой абсиде также противопоставляется прямоугольная входная ниша. Исследователи заметили сходство ц. Сан Андреа с Пантеоном. От себя замечу, Пантеоном уменьшенным и сплюснутым. Тем не менее, с Ротондой у творения Бернини сходства больше, нежели с церковью работы Виньолы.
В творчестве Бернини есть пример овальной планировки, еще более известный, нежели Сан Андреа, это площадь Св. Петра.
Дело Бернини и Борромини продолжил их младший современник – Гварини. В числе его осуществленных проектов, кажется нет церквей овальной формы, но, например в ц. Сан Лоренцо в Турине имеется овальная капелла, перекрытая нервюрным куполом в форме шестиконечной звезды. А по углам ее имеются четыре малых капеллы,  в плане также близкие к овалу.


Сан Лоренцо. План.

Сан Лоренцо. Интерьер.
В палаццо Кариньяно в Турине также имеется овальный вестибюль.


Палаццо Кариньяно. Интерьер.



Палаццо Кариньяно. Фрагмент плана Гварини.

К сожалению, значительная часть проектов Гварини так и не была осуществлена. Из них особенно интересен проект Santuario della Consolata:



В проекте церкви S. Maria della Divina Providenza в Лиссабоне. Гварини пытается скомпоновать из овалов традиционную крестово-купольную трехнефную базилику.





S. Maria della Divina Providenza в Лиссабоне. Варианты плана.
В следующем столетии эта идея будет реализована в архитектуре Центральной и Восточной Европы.
 
Tags: 17 век, Италия, архитектура, барокко, искусство, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments