tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Аксиома реализма" и луковичные купола

Существует расхожее представление, что художник всегда стремиться рисовать так, чтобы было похоже. Такое представление называется «аксиомой реализма». До относительно недавнего времени такое представление господствовало и в науке, так что еще в начале 1970-х гг. Р. Арнхейму приходилось опровергать «аксиому».
В тех случаях, когда изображение, созданное вроде бы профессиональным художником не является реалистичным, сторонники «аксиомы реализма» объясняли это несоответствие дефектами зрения или иными психофизическими отклонениями, якобы имеющимися у художника. Причем эти объяснения касались творчества Эль Греко и Рембрандта, но особенно от них «пострадали» импрессионисты и постимпрессионисты.
Если же вывести «странности» изображения из психофизических отклонений художника не удавалось(особенно это касается средневекового и вообще, неклассического искусства), то был еще один путь: начать говорить о «символизме средневековой живописи», «сакральном пространстве» и т.д. В результате таких спекуляций родился миф об «обратной перспективе». Последней, впрочем, тоже нашлись объяснения, в основе которых все та же «аксиома реализма» - дескать, это тоже реализм, но реализм другой. В первой половине 20 века «обратную перспективу», исходя из особенностей зрения объяснял Бакушинский, а во второй – Раушенбах.
Но не об «обратной перспективе» здесь речь. Дело в том, что «аксиома реализма» и до сих пор сидит в головах даже у людей, близких к искусству, и когда надо, пускается в дело. Вот, например статья известного историка русской архитектуры С.В. Заграевского «Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов»;. Заграевский доказывает, что «луковичные» главы на русских церквях появились еще в 12 веке и  приводит в доказательство различные изображения 12-16 вв., взятые с различных икон, миниатюр и произведений декоративно-прикладного искусства. Заметим, что датировка изображений, которые приводит Заграевский, не вызывает у него сомнений.


Евангелист Лука. Миниатюра из Добрилова Евангелия (галицко-волынская школа). 1164 год.

Проблема, однако, в том, что изображения луковичных главок встречаются и в искусстве тех народов и стран, где таких покрытий вроде бы не было. Вот примеры:


Аннон II, архиепископ кельнский, с основанными им церквями.  Ок. 1183.


Сошествие Св. Духа. Армянская миниатюра. 15 в.


Помазание на царство. Армянская миниатюра. 15 в.


Жены-мироносицы у Гроба Господня. Миниатюра из «Лекционария Гетума II», 1286 г.

При желании примеры можно продолжить.
У этой проблемы – два возможных решения. Первое – считать, что изображения абсолютно реалистичны, и тогда получается, что на романском Западе и в Армении в средние века строились церкви  с луковичными главами. Тем не менее, почему-то такие покрытия до нас не дошли, кажется.
Второе решение – признать, что средневековые миниатюры и иконы – изображения очень условные, и далеко не всегда художник изображал на них то, что видел вокруг себя. Собственно, это, конечно, признается, но признается как-то избирательно. При работе над иконой и миниатюрой живописец как правило использовал образец, и далеко не всегда он воспроизводил этот образец в точности. Причины тому разные: может хотел приукрасить картинку за счет несущественных деталей, а может просто не разобрался, что на образце нарисовано и как. К тому же, S-образная линия, образующая «луковичный» купол очень привлекательна для человеческого глаза, это еще Хогарт писал.
Кстати, я вовсе не собираюсь отрицать факт существования «луковиц» в древнерусской архитектуре. Я просто хочу сказать, что с наличием такой формы главок на изображениях этот факт, возможно, никак не связан.
Tags: Россия, живопись, зрительное восприятие, иконы, иллюстрации, искусство, исторические мифы, история, примитив, средневековье, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments