tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Японские вопросы. Вопрос № 2. Про живопись

На эту запись меня подвиг пост про европейское влияние на японскую живопись

В конце 16 в., когда португальцы прибыли в Японию, они вызвали неподдельный интерес у японцев. Свидетельство тому – дошедшие до нас ширмы с изображением португальцев, людей с необычной внешностью и в экзотических одеждах.
Часть японских художников пыталась работать в европейском стиле. Они осваивали приемы светотеневой моделировки, работу материалами европейской живописи (в частности маслом),  в их живописи появляются европейские сюжеты.
.К сожалению (а может быть и к счастью) иезуиты видели в произведениях искусства в первую очередь средство для пропаганды христианства, поэтому эстетическая сторона мало заботила их. По этой причине, в Страну Восходящего Солнца попадали далеко не самые лучшие произведения – в первую очередь работы провинциальных ремесленников-живописцев и гравюры, тоже далеко не всегда лучшего качества.
Одним из японских художников, работавших в европейской манере (стиле нанбан), был некий Нобуката. О нем неизвестно почти ничего, не дошло никаких документов, касающихся его жизни. Собственно, единственный источник информации о Нобукате: подписи и печати на его произведениях, одно из которых датировано 1608 г. Вот оно:



Портрет буддийского священника Никкё, 1608 г. Фрагмент.
Насчет остальных работ Нобукаты непонятно, приписываются они ему на основании подписей и печатей, или только по причине стилистического сходства.


Скажем, вот этот диптих. В книге Н.С. Николаевой принадлежность изображения священника с детьми под вопросом.
Еще работы, приписываемые Нобукате:
 


 



А это уже не Нобуката, а Шиба (или Сиба) Кокан (1738-1818):



 По стилю эта работа почти не отличатся от тех, что приписаны Нобукате, хотя была создана почти два века спустя. Шиба Кокан считается одним из наиболее известных представителей живописи в стиле «ранга» («голландская живопись»). Интересно, что два японских живописца, обратившихся к западному искусству создают очень похожие по стилю произведения. Но у меня, прожженого скептика сразу закрадывается в голову сомнения: а не приписали ли Нобукате некоторые произведения Шибы Кокана и его современников и последователей? Какие были основания для атрибуции этих работ?
Кстати, ширмы с изображениями голландцев появлялись не только в конце 16-начале17 вв., но и полтора столетия спустя. Вот, например:


Кано Наизэн (1570 - 1616). Конец 16 –нач. 17 в.



Эта ширма создана в 18 веке, но португальцы на ней одеты по моде рубежа 16-17 вв. А по стилю не отличатеся от ширм, созданных Кано Наизэном и его современниками. И опять гложут меня сомнения: не были ли созданы некоторые из эти ширм веке в 18-м? Я очень мало знаю о том, как производится датировка произведений японского искусства, но в искусстве европейском случаи, когда из двух возможных дат выбирается древнейшая не так уж и редки.
 
P.S. Примечательно, что с годом рождения Шибы Кокана непонятки: то ли в 1738 г. родился, то ли в 1747-м. А вот у многих художников 15-16 вв. известен не только год, но и день рождения. Знакомая ситуация.
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, Япония, датировка, диалог культур, живопись, искусство, исторические мифы, история, стили, стилизация, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments