tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Ёга. Юити Такахаси (1828-1894) и Сэйки Курода (1866-1924)

Ёга – буквально «европейская живопись», направление в японском искусстве, родившееся в результате контактов с Западом во второй половине 19 века.
После того, как Япония в середине 19 в. открылась миру, в Страну Восходящего Солнца потекли европейские инновации, в том числе и в области искусства. Европейская живопись к тому времени, казалось бы, должна была утратить свое главное преимущество перед японской – способность к точной передаче натуры, так как появилась фотография. Однако, в первые десятилетия японо-европейских контактов фотография, по всей видимости была еще процессом дорогим и трудоёмким, к тому же у нее был существенный недостаток – она была черно-белой. Так что японские художники, обратившиеся к европейской живописи в 1860-70-х гг., видели в ней в первую очередь способ верной передачи натуры.
Одним из таких художников был Юити Такахаси (1828-1894). В 1862 г. он поступил на отделение живописи при Центре изучения западных документов, где учился у Тогая Каваками , почти ровесника ему самому. Такое обучение, очевидно, не удовлетворяло художника и он искал возможности узнавать об европейском искусстве из первых уст. В 1876 г. он, будучи уже немолодым человеком, поступает в обучение к Антонио Фонтанези, преподавателю Художественной школы при Государственном инженерном колледже.
Больше всего Такахаси Юити прославился своими натюрмортами – первыми примероми этого жанра в Японии:












Все эти натюрморты созданы в 1870-80е гг. Юити Такхаси с ученической тщательностью стремиться к буквальному выписыванию всех деталей. Видно, с каким трудом ему дается правильное построение предметов, он то и дело выворачивает горизонтальные плоскости. Тем не менее, «чувствуется рука мастера». Мне некоторые натюрморты Юити Такахаси напоминают раннего Мане и отчасти Сезанна своей «чернотой» и «плоскостностью». Правда, то что кажется плоскостным у европейских художников, по сравнению с классическим японским искусством выглядит гиперобъемным.
Стремительное заимствование европейских обычаев и инноваций неизбежно вызвало обратную реакцию в европейском обществе. Это коснулось и искусства, начиная с 1880-х гг. режим Мэйдзи начинает оказывать активную поддержку традиционному искусству, и ведет гонения на искусство западное. (Интересно, как это коррелирует с доступностью фотографии?) Но период реакции был не слишком долгим – к середине 1890-х волна реакции захлебнулась.  В то же время происходит раскол среди мастеров ёга на традиционалистов (академистов) и новаторов (близких к импрессионизму). Первые группировались вокруг  «Обшества Мэйдзи», вторые – вокруг «Общества белой лошади» (за колорит работ их прозвали «фиолетовыми»).
Среди художников, родившихся в 1850-60 гг. уже немало тех, кто прошел обучение в Европе.
Один из них – Сэйки Курода (1866-1924). Художник 10 лет провел в Европе, и эти годы пришлись на период гонений на западное искусство (1885-95). Курода работал в разных манерах: от реализма до ар-нуво, но самые известные его работы с полным правом можно отнести к импрессионизму.




На озере. 1897. Пожалуй, самая хрестоматийная из всех работ Куроды. И мне она не очень нравится.


















 





Подводя итог, замечу, что к моменту контакта европейской и японской культур, западное искусство было более продвинутым, и эта продвинутость сказалась в том, что в результате этого контакта японское искусство по сути дела превратилось в региональный вариант западного. Несомненно, японская культура оказала огромное влияние на европейскую во второй половине 19 в., но все же, в результате этого влияния, европейское искусство хоть и приобрело кардинально новые формы, осталось европейским по сути.
Tags: 19 век, 20 век, Япония, диалог культур, живопись, зрительное восприятие, искусство, история, модерн, перспектива, примитив, реализм, стили, стилизация, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments