tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Двойственные изображения" у Пьяцетты и Тьеполо

Читаю сейчас книгу В.П. Головкова "Иван Никитин". Книга очень спорная и я к Ивану Никитину еще вернусь, но сейчас я не о нем.
Головков упоминает картину Пьяцетты "Явление Мадонны Св. Филиппо Нери", 1725 г.. На ней он увидел театральную маску:

Giovanni_Battista_Piazzetta_-_The_Virgin_Appearing_to_St_Philip_Neri_-_WGA17415.jpg
Прямо под левой ногой правого верхнего путто. Маска смотрит налево (если с ее точки зрения, то вправо). Прямо под ней можно увидеть еще одну, смотрящую вниз

Giovanni_Battista_Piazzetta_-_The_Virgin_Appearing_to_St_Philip_Neri_-_WGA17415.jpg



На самом деле, маски формируются из двух полупризрачных фигур ангелов. Сложно сказать, действительно ли Джамбатиста Пьяцетта хотел здесь изобразить человеческие лица. Но таково уж свойство нашего восприятия, что мы находим лица в любых случайных узорах (самый известный пример - "лицо" на Луне). Причину появления маски на религиозной картине Головков объясняет следующим образом: "Филиппо Нери в середине XVI века проводил молитвенные процессии по семи базиликам Рима. Они сопровождались пением и завершались пикником на лугу. Но что особенно раздражало тогдашних иерархов церкви, так это поведение священника, его призыв к радости и веселью, шутки в проповедях и - сугубо - случавшиеся облачения в шутовские наряды с целью осмеяния общественных манер".
Далее приводится еще ряд "скрытых" изображений в картинах Пьяцетты, самым убедительным мне кажется вот это:

800px-Giovanni_Battista_Piazzetta_Assumptio_Mariae_1735.jpg
Вознесение Богоматери, 1735
Синим обведена призрачная человеческая фигура. Ее лицо развернуто в сторону Богоматери, мускулистая левая рука поднята вверх (видно плечо), а пальцы правой руки лежат на облаке.

Assumption_of_Mary,_Piazzetta_(Louvre_INV20022)_02.jpg


Вот более ранняя работа художника:

st_james.jpg
Мученичество Св. Иакова, 1722. Здесь в левом нижнем углу изображена фигура человека на лошади (?), но видно ее не сразу. В.П. Головков углядел здесь двух римских солдат.

Таким образом, вполне вероятно, что Джамбатиста Пьяцетта помещал на своих работах скрытые, двойственные изображения. Нечто похожее мы можем увидеть и у другого великого венецианца того времени - Джамбатисты Тьеполо:

Giovanni_Battista_Tiepolo_-_Temptations_of_St_Anthony_-_WGA22254 - копия.jpg
Искушение Св. Антония, втор. четв. 18 в.
На первый взгляд - ничего особенного. Но если приглядеться, то можно заметить, что торс юной женщины, соблазняющей Антония напоминает череп лошади, или, что еще более вероятно, череп или голову козла. Особенно хорошо это видно в уменьшенной репродукции:
Giovanni_Battista_Tiepolo_-_Temptations_of_St_Anthony_-_WGA22254 - копия.jpg
Здесь нет множества тех жутких демонов. что изображали в картинах на этот сюжет многочисленные художники. Тот, что изображен - не особенно страшный. Но, возможно, Тьеполо действительно здесь использовал двойственное изображение. Тем более, что черепа животных часто встречаются на полотнах с искушением Св. Антония (см. мою подборку)

Таким образом, венецианские художники первой половины 18 века, вполне вероятно, использовали в своих картинах двойственные изображения, которые так полюбились сюрреалистам и их последователям в 20 веке (про последних см. здесь, например). А я буду считать, что написав этот пост приступил к осуществлению своего давнего проекта - цикла про историю оптических иллюзий в искусстве.



Tags: 18 век, Венеция, барокко, гипотезы, живопись, имп-арт, рококо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments