tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Александр Колдер: рисунки проволокой. (К выставке в Пушкинском)

Когда-то мне казалось, что после Первой Мировой изобразительное искусство остановилось в развитии. Ну что принципиально нового можно создать после Малевича и Дюшана? Чуть позже я решил для себя, что новым было то, что любое художественное произведение перестало мыслиться, как самодостаточная вещь, оно стало средством и элементом в организации пространства, и именно с этой целью создавалось многими мастерами современного искусства. Вообще, "пространство" - ключевое понятие для искусства XX и XXI века, оно являлось и является предметом рефлексии со стороны как самих художников, так и искусствоведов и философов.
Александр Колдер (1898-1976) - пример такого "пространственного" художника. В этом посте речь пойдет о ранних его произведениях - проволочных скульптурах, созданных в конце 1920-х гг. Сначала небольшие - 30-50 см, в высоту, затем более крупные, почти в человеческий рост, они предельно лаконичны. Тонкая проволочная линия ограничивает пустое пространство - кажется, что Колдер просто перевел рисунки Матисса в "трехмерный формат". Если не знать предысторию этих работ, то может показться, что именно влияние Матисса было определяющим. В действительности, они восходят к подвижным фигуркам из игрушечного цирка, которые создавал Колдер в юности. Но те фигурки он одевал в одежду и они были не "самостоятельны" - всего лишь актеры в цирковом представлении.


Цирк Александра Колдера (с 58-й секунды), видео с Youtube-канала фонда А. Колдера

IMG_0201.JPG
Геракл со львом, 1928. Фонд Колдера, Нью-Йорк

В проволочных статуях Колдер избавляется от всего лишнего - нет даже объема, всего лишь пустое пространство, очерченное тонкой линией. Можно сказать, что скульптор лепит статую из пустоты. Колдер не был первопроходцем в этом плане - достаточно вспомнить Александра Архипенко. Но Архипенко все же не отказывается от материальности полностью, его скульптуры плотны, весомы, Колдер же как будто рисует тонкую проволочную линию в пустом пространстве (интересно, как бы он отреагировал на появление 3D-ручки?), подобно тому, как Матисс рисовал на белом листе. Матисс (а до него Обри Бердсли, а еще раньше неоклассицисты от Дж. Флаксмана до Ф. Толстого) отказывался от имитации объема светотеневой моделировкой, Колдер же отказывается от объема (т.е. "заполнения" скульптуры материалом) в принципе.

IMG_0196.JPG
Теннисистка Хелен Уиллс, 1927. Фонд Колдера, Нью-Йорк

При этом его скульптуры выглядят объемными и материальными, они разные с разных точек зрения. Американский скульптор ставит перед собой сложнейшую задачу (сложность может оценить каждый, кому приходилось делать из проволоки каркас для будущей скульптуры) и блестяще с ней справляется. Передать индивидуальность персонажа (а порой в композиции два персонажа или больше), его движение, воздействовать на эмоции зрителей, используя предельный минимум средств - на такое способен только выдающийся художник. Его портреты имеют явное сходство с портретируемыми, фигурка теннисистки Хелен Уиллс напоминает о минималисткой моде 1920-х гг., а крупная по размерам композиция "Геракл со львом" перекликается с образами архаического искусства Древней Греции.
Изначально многие из этих скульптур задумывались как подвижные, но, возможно неподвижность, как и отсутствие объема делает их еще более выразительными. Движение - отличительная черта объектов Колдера, которые он создавал несколько позднее и окрести мобилями. Но о них - в других постах.

IMG_0187.JPG
Акробат, 1929. Фонд Колдера, Нью-Йорк

IMG_0189.JPG
Франк Крауниншилд, 1928. Фонд Колдера, Нью-Йорк
Tags: 20 век, США, модернизм, пространственные построения, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments