Еще два русских портрета конца 17 в. - Натальи Кирилловны Нарышкиной и ее пасынка - Ивана Алексеевича. Сегодня они приписываются русскому художнику, возможно М.И. Чоглокову, архитектору Сухаревой башни, который также занимался и живописью.
Н. К. Нарышкина. Лицо написано очень реалистично, но тело скованно, трактовка фигуры плоскостная, имеются огрехи в анатомии, в этом плане портрет близок к иконам архидиаконов Лаврентия и Стефана из ц. Покрова в Филях, о которых шла речь в предыдущем посте.
Иоанн V Алексеевич.
Здесь лицо написано в той же манере, что и лицо Натальи Кирилловны, но фигура трактована иначе: художник легко изображает сложную позу царя, легко справляется с передачей объема. Руки написаны в совершенно иной манере, нежели руки Натальи Кирилловны, и это связано не только с полом изображенных персонажей. Даже известные портреты "преображенской серии" не дотягивают до этого в плане мастерства. Мог ли так писать русский художник в то время. или это все же работа западноевропейского мастера? Действительно ли оба портрета созданы одним живописцем? В принципе, думаю, да, с разницей в несколько лет за которые художник многому научился. С другой стороны, в работе над одним и тем же портретом могли принимать участие и несколько человек. Вопросов больше чем ответов и ответы едва ли будут получены. Выражаю благодарность френдессе shakko.ru