tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

о канонических протографах

Очень показательная история.
Оригинал взят у mmekourdukova в о канонических протографах

А вот Калужская икона (нет, ее я не писала никогда, это так, мимоходом) – ну что за прелесть эти сведения о ней, что в Вики , что в других местах. Впрочем, все эти другие места происходят всё от того же Е.Н. Погожева, он же Е. Поселянин.

Первообразца, того, что Пат и Паташон анекдотические девки нашли на чердаке, - нет нигде. Но всё же можно понять, что иконографически выглядел он вот так. Стилистически, надо полагать, тоже примерно так.





 При этом прорись с него почему-то выглядит вот этак.



А «списки» выглядят вот как. Прошу прощения. Даже не нумерую, всё и так ясно.









Ещё и ещё раз спасибо тени Леонида Успенского.
Средневековые-то образцы мало кто способен списать пристойно, а уж самостоятельно стилизовать академическую живопись (тем более плохую, тем более которую мало кто видел) под «духоносный иконный стиль», зная о нем только то, что он духоносный – это туши свет.

Одна, впрочем, попалась пристойная на фоне этого "византийского" благоухания.  Разумеется, академических писем. Совсем новенькая, два года назад написалась для с. Карамышева Калужской области.



Но вот от этого пассажа, заботливо вытащенного Тётей Викой из печатного издания, я просто обезвалдела.

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».



Тем более что он, пассаж этот, там проходит по рубрике «иконография».
Т.е. вот этот портрет несчастной царицы – единственное наличное в природе изображение женщины с книгой, предшествующее по времени находке на чердаке, которое достойно сойти за протограф Калужской иконы. Других исторических корней не найдено. Какое щастье, что С. А. Чуйков свою бессмертную Дочь Совкиргизии на сто лет опоздал написать, а то бы и она здесь оказалась.

Православная наука, дети мои, не кот начихал. Вот такое у нее лицо.

(а портретик царицы, кстати, миленький, глаз отдыхает на нем после всего увиденного).

И ни мур-мур о том, что образ девушки с книжкой Богородицы с книгой  происходит от композиции Благовещения, и известны сотни таких изображений, уж по крайней мере с 15 в. начиная.




И, конечно, светлое имя Антонелло да Мессины тоже как бы стерто с нашего небосклона мокрой тряпкой. Вот той, которой махали навеки вошедшие в историю девки на чердаке, одна – сквернословка, другая – дура.

 


Tags: 18 век, livejournal, иконография, иконы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments