tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Н. Харджиев об авангарде и не только

«Искусство 20-х годов» – это такой же миф, как поэзия Серебряного века. Никакого искусства 20-х годов не было. Это было искусство дореволюционное, все течения уже были созданы. Просто были ещё живы художники-новаторы, они ещё были не старые в момент революции. Пунин был изокомиссаром и покровительствовал левым. Он мне говорил, что про него написали тогда: «Честные и старые интеллигенты перешли на сторону революции», – а мне (Пунину) тогда было 29 лет». Всё, что было сделано, было создано до революции, даже последнее, супрематизм, был уже в 1915 году. В начале 20-х годов они ещё могли что-то делать, а когда кончилась Гражданская война, их сразу прекратили.

Организовать жизнь по законам искусства – это нереально. Правда, на Западе есть целые города и кварталы левой архитектуры. Но для кого это? Корбюзье строил виллы для богатых людей. Градостроительство изменилось, но жизни это не изменило. Я давно говорил, что любая социальная формация на Западе ближе к тому, что мы считаем социализмом. Индивидуум стал гораздо более свободным и защищённым, но никакой феерии в жизни создать все-таки не удалось.


Пощу мысли, созвучные моим.

А вот это уже не очень созвучно:

Поиски национальных истоков, корней. Ларионов первый понял важность народного искусства и примитива. До него этого не воспринимали как искусство, описывали просто, ничего в этом не понимая.

Икона невероятно монументальна. Русские идут от греков, но всё-таки создали свою икону, которая очень отличается от греческой и гораздо выше её. Это тот случай, когда ученики превзошли учителей, но и учителя были недурные.

То ли Харджиев смотрел на икону через призму искусства Ларионова и Малевича, то ли просто мало видел византийских икон в оригинале (а хороших репродукций тогда не было)

Tags: 20 век, живопись, модернизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments