tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Эволюция форм в архитектуре барокко. Овальная планировка - 3. Чехия, конец 17 - нач. 18 в.

Бывает так, что идеи получают максимальное развитие не в той стране, где они зародились, а в совсем ином регионе. Это относится, например, к овальной планировке зданий. Зародившись в Италии, в творчестве Виньолы эта идея нашла наилучшее воплощение в творениях Бернини и Борромини, но не получила в дальнейшем особого распространения на Апеннинском полуострове (хотя, отдельные примеры встречаются и там).
Зато «овалы» распространились на территории Священной Римской Империи, став неотемлемой чертой немецкого, австрийского и чешского барокко.
Почему так произошло, можно только гадать. Быть может, дело в том, что в середине 17 века Германия переживала страшный кризис, вызванный Тридцатилетней войной (по некоторым оценкам, численность населения сократилась прочти втрое). Произошел разрыв с архитектурной традицией предыдущего времени, и новая архитектура создавалась почти с нуля. Как бы то ни было, результат был просто потрясающий: лично я считаю, что именно в архитектуры СРИ барокко нашло свое наиболее полное воплощение.
Несомненно, что очень сильное воздействие на архитекторов барокко конца 17 – первой пол. 18 в. оказали идеи Гварино Гварини. Вот его проект костела Богоматери для Праги (1679 г.):


Это базилика, внутреннее пространство которой строится из взаимопроникающих овалов. К сожалению, этот проект не был осуществлен.
Идею овальной планировки в Чехии развивает Жан-Батист Матей (1630-1696), архитектор французского происхождения, обучавшийся в Италии. Вот ц. св. Франтишека Серафинского в Праге, построенная по его проекту:


План


Фасад


Интерьер
В плане напоминает Сан-Карлино Борромини, хотя здесь, конечно все куда более правильное.
Другой пример овальной планировки в чешской архитектурре – костел Св. Иозефа на Малой Стране в Праге (1687-1693):


План


Интерьер


Фасад
Здесь внутреннее пространство выглядит очень цельным, даже алтарь поставлен так, что отделяет вытянутую абсиду от основного пространства.
Вот работа Иоганна Лукаса Гильдебрандта(1668-1745), костел sv. Vavrince, Jablonne v Podjestedi (простите, не знаю, как правильно транскрибировать):


Здесь уже в основу положен круг, а овалы группируются вокруг него.
Во всех этих сооружениях «овальность» явно прочитывается лишь изнутри, но не снаружи..
Но наивысшее воплощение (в чешской архитектуре) идея овальной планировки нашла в творчестве Кристофа Динценхофера (1655-1722) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера (1689-1751).
Капелла Zjeveni Pane, Smirice, 1699-1713:


План


Экстерьер
Конечно, эту капеллу нельзя назвать овальной, но экстерьер производит впечатление овального сооружения.
Монастырский костел Св. Клары, Хеб, 1708-1711:


План


Интерьер


Фасад
Здесь вход расположен сбоку. Пространство нефа строится из двух овалов.
Продолжение следует.

Хороший сайт по чешской архитектуре эпохи барокко 
Tags: 17 век, 18 век, Чехия, архитектура, барокко, датировка, диалог культур, искусство, стили, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments