Эволюция форм в архитектуре барокко. Овальная планировка - 3. Чехия, конец 17 - нач. 18 в.
Бывает так, что идеи получают максимальное развитие не в той стране, где они зародились, а в совсем ином регионе. Это относится, например, к овальной планировке зданий. Зародившись в Италии, в творчестве Виньолы эта идея нашла наилучшее воплощение в творениях Бернини и Борромини, но не получила в дальнейшем особого распространения на Апеннинском полуострове (хотя, отдельные примеры встречаются и там).
Зато «овалы» распространились на территории Священной Римской Империи, став неотемлемой чертой немецкого, австрийского и чешского барокко. Почему так произошло, можно только гадать. Быть может, дело в том, что в середине 17 века Германия переживала страшный кризис, вызванный Тридцатилетней войной (по некоторым оценкам, численность населения сократилась прочти втрое). Произошел разрыв с архитектурной традицией предыдущего времени, и новая архитектура создавалась почти с нуля. Как бы то ни было, результат был просто потрясающий: лично я считаю, что именно в архитектуры СРИ барокко нашло свое наиболее полное воплощение.
Несомненно, что очень сильное воздействие на архитекторов барокко конца 17 – первой пол. 18 в. оказали идеи Гварино Гварини. Вот его проект костела Богоматери для Праги (1679 г.):

Это базилика, внутреннее пространство которой строится из взаимопроникающих овалов. К сожалению, этот проект не был осуществлен.
Идею овальной планировки в Чехии развивает Жан-Батист Матей (1630-1696), архитектор французского происхождения, обучавшийся в Италии. Вот ц. св. Франтишека Серафинского в Праге, построенная по его проекту:

План

Фасад

Интерьер
В плане напоминает Сан-Карлино Борромини, хотя здесь, конечно все куда более правильное.
Другой пример овальной планировки в чешской архитектурре – костел Св. Иозефа на Малой Стране в Праге (1687-1693):

План

Интерьер

Фасад
Здесь внутреннее пространство выглядит очень цельным, даже алтарь поставлен так, что отделяет вытянутую абсиду от основного пространства.
Вот работа Иоганна Лукаса Гильдебрандта(1668-1745), костел sv. Vavrince, Jablonne v Podjestedi (простите, не знаю, как правильно транскрибировать):

Здесь уже в основу положен круг, а овалы группируются вокруг него.
Во всех этих сооружениях «овальность» явно прочитывается лишь изнутри, но не снаружи..
Но наивысшее воплощение (в чешской архитектуре) идея овальной планировки нашла в творчестве Кристофа Динценхофера (1655-1722) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера (1689-1751).
Капелла Zjeveni Pane, Smirice, 1699-1713:

План

Экстерьер
Конечно, эту капеллу нельзя назвать овальной, но экстерьер производит впечатление овального сооружения.
Монастырский костел Св. Клары, Хеб, 1708-1711:

План

Интерьер

Фасад
Здесь вход расположен сбоку. Пространство нефа строится из двух овалов.
Продолжение следует.
Хороший сайт по чешской архитектуре эпохи барокко
Зато «овалы» распространились на территории Священной Римской Империи, став неотемлемой чертой немецкого, австрийского и чешского барокко. Почему так произошло, можно только гадать. Быть может, дело в том, что в середине 17 века Германия переживала страшный кризис, вызванный Тридцатилетней войной (по некоторым оценкам, численность населения сократилась прочти втрое). Произошел разрыв с архитектурной традицией предыдущего времени, и новая архитектура создавалась почти с нуля. Как бы то ни было, результат был просто потрясающий: лично я считаю, что именно в архитектуры СРИ барокко нашло свое наиболее полное воплощение.
Несомненно, что очень сильное воздействие на архитекторов барокко конца 17 – первой пол. 18 в. оказали идеи Гварино Гварини. Вот его проект костела Богоматери для Праги (1679 г.):
Это базилика, внутреннее пространство которой строится из взаимопроникающих овалов. К сожалению, этот проект не был осуществлен.
Идею овальной планировки в Чехии развивает Жан-Батист Матей (1630-1696), архитектор французского происхождения, обучавшийся в Италии. Вот ц. св. Франтишека Серафинского в Праге, построенная по его проекту:
План
Фасад
Интерьер
В плане напоминает Сан-Карлино Борромини, хотя здесь, конечно все куда более правильное.
Другой пример овальной планировки в чешской архитектурре – костел Св. Иозефа на Малой Стране в Праге (1687-1693):
План
Интерьер
Фасад
Здесь внутреннее пространство выглядит очень цельным, даже алтарь поставлен так, что отделяет вытянутую абсиду от основного пространства.
Вот работа Иоганна Лукаса Гильдебрандта(1668-1745), костел sv. Vavrince, Jablonne v Podjestedi (простите, не знаю, как правильно транскрибировать):
Здесь уже в основу положен круг, а овалы группируются вокруг него.
Во всех этих сооружениях «овальность» явно прочитывается лишь изнутри, но не снаружи..
Но наивысшее воплощение (в чешской архитектуре) идея овальной планировки нашла в творчестве Кристофа Динценхофера (1655-1722) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера (1689-1751).
Капелла Zjeveni Pane, Smirice, 1699-1713:
План
Экстерьер
Конечно, эту капеллу нельзя назвать овальной, но экстерьер производит впечатление овального сооружения.
Монастырский костел Св. Клары, Хеб, 1708-1711:
План
Интерьер
Фасад
Здесь вход расположен сбоку. Пространство нефа строится из двух овалов.
Продолжение следует.
Хороший сайт по чешской архитектуре эпохи барокко