tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Женщины-художницы-3. Анна Доротея и Анна Розина Лисевские

В том, что женщин-художниц приходится выделять в особую категорию, уже можно усмотреть проявление дискриминации. Однако что поделаешь - большинство из женщин художниц прошлых веков примечательны тем, что они женщины. Выдающимися живописцами и скульпторами можно назвать немногих, да и те попадают во второй разряд, а не в первый (типа Артемизии Джентиллески, или Ангелики Кауфман). Звучит совсем уж по-сексистски, но на самом деле тут простая арифметика. Если художников много, то среди них неизбежно появится некоторое количество гениев, если же их мало, то гениев может вовсе не оказаться, зато будут добротные середнячки. Это же относится и к искусству небольших стран (и больших, в которых с художниками в определенные эпохи было туго). И тогда, по принципу "на безрыбье и рак - рыба" этих самых середнячков начинают изучать. продвигать, а порой пытаются делать из них гениев, но эти гении так обычно и остаются на локальном уровне.
Как бы то ни было, многие женщины были* действительно очень неплохими художницами и их творчество способно доставить немалое эстетическое наслаждение.

Анна Доротея Лисевска-Тербуш (1721-1781). Была дочерью немецкого художника польского происхождения Георга (Ежи) Лисевского (1674-1751). Ее старшая сестра Анна-Розина де Газ-Лисевска (1713-1783) и брат Христиан Фридрих Рейнхольд-Лисевский (1721-1794) также были художниками. В 19 лет Анна Доротея вышла замуж за владельца гостиницы и ресторатора Эрнста Фридриха Тербуша. Примерно до сорока лет жила с мужем и родила семерых детей, а затем бросила семью и детей и занялась живописью. В 1765-1768 гг. жила в Париже, где ее другом был сам Дидро. На протяжении активного творческого периода своей жизни была художником при различных германских дворах. Подробности биографии см. здесь

untitled.png
Автопортрет.

800px-Anna_Dorothea_Therbusch_-_1761.jpg
Автопортрет с кистями, 1761

1782_Therbusch_Selbstbildnis_anagoria.JPG
Автопортрет. Датируется по разному - то 1776-1777 гг., то 1782 г.

1782_Therbusch_Selbstbildnis_Germanisches_Nationalmuseum_anagoria.JPG
Автопортрет, 1782 г. По сути, вольное повторение предыдущего

тербуш 1767.png
Портрет Эрнста Фридриха Тербуша. Датирован 1767-м. но в это время художница была в Париже.

Anna_Dorothea_Therbusch_-_Kurfürst_Karl_Theodor_von_der_Pfalz_-_WGA22211 1763.jpg
Курфюрст Карл Теодор Пфальцский, 1763

869px-1769_Therbusch_junge_Frau_im_Neglige_anagoria.jpg
Молодая женщина неглиже, 1769

фридрих великий 1772.jpg
Фридрих Великий, 1772

Friederike_Luise_von_Hessen-Darmstadt_(Therbusch) 1775.jpg
Фредерика-Луиза Гессен-Дармштадтская, 1775

800px-Henriette_Herz_by_Anna_Dorothea_Lisiewska_1778.jpg
Генриетта Герц, 1778

Portrait of Jacob Philipp Hackert 1786.jpg
Художник Якоб Филипп Гаккерт (Хаккерт) (1737-1807)

800px-Gräfin_Lichtenau 1776.jpg
Вильгельмина Энке, графиня Лихтенау, 1776

Как я уже говорил, сестра Анны Доротеи, Анна Розина также была художницей, но по уровню мастерства старшая сестра, ИМХО, уступала младшей. Впрочем, вот этот ее автопортрет вполне на уровне:

AnnaRosina 1767.jpg
1767

* И есть, разумеется. Вообще, тут речь о прошлых веках, последние полтораста лет я здесь не затрагиваю, ибо в это время число женщин-художниц непрерывно растет и их уже ненамного меньше а, может, где-то и больше чем художников-мужчин.
Tags: 18 век, Германия, женщины-художницы, живопись, портрет, рококо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment