tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

пью-боксы

Оригинал взят у mmekourdukova в пью-боксы
А вот покажу, уже без загадок (хотя могла бы, хе-хе!) ещё один необычайный английский церковный девайс.



Которого именно в Кенте мне попалось много, раньше я его встречала только эпизодически-экзотически, а тут в каждой второй церкве.
Даже не знаю, как его называть по-русски. Лавкокоробкой? Скамьелабазом? Лабазосидалом?  а пущай будет
бокс-пью , или пью-бокс, все равно русского-то  эквивалента нет и не предвидится.
По-русски, если верить Вики, даже и понятия
церковной скамьи нету, потому что если ткнуть из той статьи в ссылки на другие языки, то на всех языках откроются именно церковные скамьи,
и только на русском пытливый читетель выйдет на
стасидии (русское слово, ага), и узнает, что это «в греческой православной традиции кресло в храме и место для стояния перед тем креслом».
Испорченный, ой какой страшно испорченный телефон.
Всё, стоп, а то так можно далеко зайти.



Так вот, пью-бокс – это результат, так сказать, однобокого и чрезмерного развития (скорее даже распухания) феномена  стационарной церковной скамьи.
Каковые скамьи в Европе раньше скромно устраивались вдоль стен, а с 13 в. стали постепенно простираться на основное пространство нефа.
К 15 в. они стали непременной принадлежностью храмов, а с победою Реформации, когда проповедь полностью подмяла под себя богослужение, сделались как бы центральным объектом церковного оборудования.




Развивался распухал феномен в двух направлениях – по линии украшения и по линии удобства.
По линии украшения у нас есть резные попихэды и вышитые подушечки для коленопреклонений ,
а по линии удобства – вот эти самые подушечки (как таковые) и  пью-боксы. Сначала это были просто скамьи с дверцами, иной раз на замке (если скамьи арендовала семья),
а затем спинки скамей стали расти, расти, расти – и наконец достигли таких размеров, что головы взрослых прихожан видны были из-за них только в те моменты, когда согласно порядку богослужения прихожане стояли.
Сидячие же прихожане скрывались по своим норкам совершенно. Храм, сталбыть, делился на уютные домики, в которых иной раз даже прорезали окошки, устанавливали индивидуальные камины, держали подушки не только для коленопреклонений, книжки не только для распевания гимнов и т.д. Завтраки и выпивку приносили с собой.
Само собой, богослужение для посетителей храма пью-боксов отошло на второй план.




Уильям Хогарт отметился в этой теме.






Любопытно, что все попавшиеся мне храмы с пью-боксами удручающе (не побоюсь этого слова! Удручающе!) пустынны, голы – не только на предмет собственно икон, но и на предмет любого, всякого церковного искусства. Даже могучее неоготическое движение, фактически восстановившее в Англии иконопочитание, не задело такие храмы своим крылом.
И по большей части они, такие храмы, пустынны не только в смысле свободы от искусства (арт-фри), но и в смысле заброшенности. Иной раз там вообще не служат, а выгораживают себе отапливаемый уголок в ризнице, боковой капелле  или под колокольней, со стульями человек на десять-пятнадцать.
А историческое богослужебное пространство предоставлено мышам и редким туристам. Там, по всей видимости, годами даже не прибирают – не говоря уж о реставрации.




Впрочем, я видела и отреставрированную пью-боксированную церковь, свежепокрашенную.
Фэйрфилд называется это место.



Но это они грант какой-то выбили, памятник культуры, стропила там особенные, и вообще вся церква похожа на корабль типа катера.





Украшена только текстами, подвешенными на стропилах (а больше ничего из пью-боксов и не увидишь), и фотографиями реставрационных работ.




А стоит она в чистом поле, кругом пасутся тучные овцы и белоснежные гуси, а село – исчезло. 

Tags: livejournal, Британия, архитектура, обычаи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments