tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Морально-эротический парадокс.

Вот ведь интересный парадокс: чем строже в обществе мораль, тем выше интерес к обнаженному человеческому телу, в частности, со стороны искусства. Я не стану утверждать, что это верно для всех цивилизаций, но некоторые примеры очень показательны.
Вот, например, очень хорошие посты про эротику и мораль в Японии. Общеизвестно, что в Стране Восходящего фактически не существовало таких понятий как «половое извращение» и «порнография». Но и повышенного интереса к человеческому телу там не наблюдается. Как совершенно справедливо замечает zajcev_ushastyj: «Тушка и тушка, что на нее смотреть». И действительно, если японец 17-перв. пол. 19 вв. видел ежедневно обнаженных мужчин и женщин, то нагота не вызывала у него никакого интереса. А знать отличается от простолюдинов только степенью задрапированности тела.


Выбрал наиболее "высокоморальную" картинку из японских шунга.
С некоторыми поправками, ситуация в Японии периода Эдо применима и к Европе средних веков и раннего ренессанса. Очень глубоко в историю я забираться не хочу, ибо вся история ранее 14-15 вв. для меня – штука сильно сомнительная. Но вот, что мы застаем в этих самых 14-15, а отчасти и 16-м веках: общественные бани, зачастую мужчины и женщины моются вместе (хотя намечается тенденция к разделению полов). В бани порой ходят по улице голышом, в лучшем случае прикрываясь вениками. Совместные купания, опять же, в обнажённом виде. Хозяева, слуги и гости разного пола часто спят в одной комнате, совершенно раздетыми. Ну и так далее.  (Примеры взяты из книги Э. Фукса «История нравов»).
Разумеется, здесь тоже не все так просто. Самое главное, чем выше сословие – тем строже там нравы, во всяком случае, такая строгость декларируется. Но та же тенденция наблюдается и в Японии. Простолюдины ходят по улицам нагишом и моются в совместных общественных банях, знать себе не может этого позволить. При этом аристократы кутаются в многослойные шелка (а на западе и в бархаты), а женщины, замужние и незамужние содержатся в максимальной строгости (одни пояса верности чего стоят!*).


Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского». Аристократы едут на конях, в летнюю жару они закутаны в богатые одежды, а простолюдины купаются нагишом.


Крестьяне греются у очага. Ничего эротического и даже порнографического (в церковной-то книге!). Просто жизненная ситуация.


Пьеро делла Франческа. Между 1452 и 1466. У мужчины вывалились гениталии, но опять же, это не порнография (ибо в церкви находится). Что естественно, то не безобразно.

И еще тенденция: по мере приближения к Новому Времени идет ужесточение морали. И вместе с тем – обилие эротики в искусстве. Обычно на этом основании обыватель считает эпохи ренессанса и барокко временем свободы нравов, но это не так. Нравы-то как раз были строгие, и чем дальше, тем строже. Интересно и отношение к наготе в искусстве. Ее там много, но нагота эта, прежде всего – идеальная, хотя, идеальность – тоже понятие относительное: сравнить хотя бы Рубенса и Пуссена. Уродливое изображается порой тоже, особенно в эпоху барокко, но эта уродливость подчеркивается. Впрочем, о наготе надо отдельный пост писать, или даже целую серию постов.
Здесь же отмечу вот что: законов, запрещающих «неприличное» поведение становится больше в 16-м веке, особенно во второй его половине. Почему так, опять же тема для отдельного поста. Но причин здесь пока видится две: распространение сифилиса и вырубка лесов. С первым все понятно, а насчет второго: дефицит дров затрудняет частую топку бани. Впрочем, без статистики здесь сложно говорить.
В 18-м веке наблюдается некоторое послабление морали, во всяком случае, в среде аристократии, но в 19-м пуританский гнет возобновляется с новой силой. Речь об этом уже шла в одном из недавних постов. Надо сказать, он викторианско-христианского наследия окончательно мы не избавились до сих пор. Нудистские пляжи – до сих пор удел кучки энтузиастов, а о том, чтобы пройтись голым по городу и речи быть не может ( во всяком случае, для среднестатистического обывателя) Да и на совместное посещение бань большая часть населения косо посматривает. И титьки голые прикрывают. Сексуальная революция сменилась контрой, не слишком жесткой, но все же. Антипедофильская истерия и обвинения в сексуальные домогательствах – проявление последней. Впрочем, и это – тема отдельного поста.

*28.01.2018. Про то, что "пояс верности" - садомазохистская придумка 19 в. (или конца 18-го я тогда еще не знал)
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, Европа, Япония, гигиена, иллюстрации, искусство, история, культура, мода, общество, параллели, средневековье, стили, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments