tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про даты рождения художников.

История, в смысле достоверная история – это статистика. Если нет достоверных статистических данных по той или иной эпохе и региону, то его история «баснословию подобна», по выражению Татищева (правда, отечественный геродот говорил о хронологии).
На днях я проделал такую работу. Взял толстую книжку под названием «Энциклопедия живописи» (М.: АСТ, 2007, пер. с нем.) и подсчитал, долю художников, для которых известна точная дата рождения (т.е. год и день) или крещения, для каждого пятидесятилетия, начиная с 1300 г. и до 1750-го. Почему именно дата рождения? Я рассуждал примерно так. В момент рождения еще не было известно, кем в будущем станет человек. Родители художников – как правило, были горожанами, не слишком богатыми и знатными людьми (ибо профессия не считалась слишком престижной). Следовательно, «степень задокументированности» биографий художников должна примерно отражать общую картину для европейских горожан того времени. Точная дата требовалась потому, что она, скорее всего, известна из документа, современного событию (т.е. рождению художника), например, из записи в церковной книге. Год рождения мог быть вычислен и на основании более поздних свидетельств (например, документов, где упоминается возраст художника). Точная дата смерти тоже не очень подходит по двум причинам. Например, она могла быть известна из эпитафии, а эпитафия могла составляться значительное время спустя после смерти. И еще, к моменту смерти художник уже скорее всего был довольно известным человеком, степень его известности превышала аналогичный показатель для среднестатистического горожанина.
Я брал только западноевропейских художников, исключая анонимных мастеров. Дата рождения должна быть известна с точностью до пятидесятилетия. Например, если в статье говорилось, что художник работал в 1514-1547 гг., то логично предположить, что он родился во второй половине 15 в. При желании можно уточнить дату рождения. Так я предполагал, что художник мог родиться за 20-25 лет до первого упоминания в документах. Если в таком случае дата его рождения попадала на рубеж пятидесятилетий, то он исключался из рассмотрения.
Вот что получилось в результате:
Общая численность художников для каждого пятидесятилетия



Процент художников, для которых известна точная дата рождения (или крещения)



Конечно, в реальности не все так просто. Некоторые даты, приведенные в энциклопедии, не подтверждаются другими источниками. Скажем, годом рождения Караваджо назван 1573, тогда как сейчас принято считать, что он родился в 1571. Но некоторые источники продолжают следовать устоявшейся традиции. Прикол в том, что в Брокгаузе сказано, что он родился в 1568 г.
Получившаяся картина примерно соответствует ожиданиям. 14-15 вв. задокументированы слабо. Единственный человек, родившийся в 14-м столетии, для которого известна дата рождения – Пизанелло. Но и тут не все однозначно. Дело в том, что в примечаниях Габричевского к «Жизнеописаниям» Вазари, сказано, что художник р0одился около 1395-97 гг., в русской Википедии в 1392-95, а в итальянской – до 1395-го. Так что, возможно, в реальности следует сделать поправку в сторону «омоложения» графика. Некоторый рост наблюдается во второй половине кватроченто – в основном за счет итальянцев.
Но самый резкий скачек приходится на вторую половину 16- первую половину 17 вв. Начиная со второй половины 17 столетия уже можно говорить о том, что европейская история (во всяком случае, «городская история») задокументирована достаточно надежно.

 Другие посты по искусство- и историометрию:
http://tito0107.livejournal.com/61844.html
http://tito0107.livejournal.com/62355.html#cutid1
http://tito0107.livejournal.com/62465.html
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, Европа, датировка, демография, живопись, искусство, искусствометрия, историометрия, история, средневековье, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments