tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про артрит и "аксиому реализма"

Вот uncle_doc нашел у людей, изображенных на некоторых картинах старых мастеров (Рубенса и Ван Эйка, в частности), признаки ревматоидного артрита.

attach.jpg

А я, прочитав это, сразу вспомнил старый пост Мадам Курдюковой:

И тогда становится понятно, что антропологические особенности, типаж, свойственный такой-то школе, происходит от ремесленного приёма, от некоего архаического "точка-точка-запятая", постепенно стремившегося ко всё большему сходству с видимым миром (конечно, прежде всего с национальным типом). Те искажения, которые были связаны с ремесленным приёмом (в каждой школе - свои), просто не замечались художниками и зрителями и передавались в процессе обучения ремеслу от мастера к ученику. Это была как бы общая оптика, одни и те же очки.
Отсюда - дауны, базедова болезнь, глаза-щелки, орлиные носы, тяжеленные носогубные складки - в каждой области было что-то своё неприятное для свежего зрителя, но вполне привычное и незаметное для "своих".


Сказано это было немного по другому поводу, но и к случаю с артритом вполне применимо. Арнхейм называл такой подход "аксиомой реализма", это когда считается, что художник изображает все как есть на самом деле. Но в действительности, далеко не всегда художник стремится все изображать максимально реалистично, и даже когда стремится, не всегда у него это получается, даже в пределах одной картины. Ибо рисовать реалистично (особенно, когда нет натуры перед глазами) - сложно, а по схемам - гораздо проще. Скажем, в портрете лицо можно изобразить очень правдиво, а вот всякие второстепенные детали - например те же руки рисовать по некой схеме. Это можно отнести и к другим деталям - складкам одежды, деревьям, облакам и т.д. (Если, конечно, художник не склонен уделять повышенное внимание этим деталям вообще, или в данном конкретном случае). Это касается в еще большей степени, чем портретов, картин на религиозные и мифологические темы, особенно, когда их производство поставлено на поток, как в случае с Рубенсом. Тут уже не задумываешься, как написать ручку вот у этой нимфы - как привык писать, так и пишешь (и как получится). А когда идеалы красоты сменятся, и мода на пухленькую кисть с необычайно гибкими пальцами пройдет, такие детали будут привлекать внимание.
Да и, кстати, зачем изображать молодых и красивых женщин, тем более христианских святых и языческих богинь с явными патологиями? Разумеется, все вышесказанное не означает, что в то время никто не болел ревматоидным артритом и что художники таких людей не изображали (это же касается и других болезней, к другому посту того же автора, про старика с уродливым носом на картине Гирландайо у меня претензий нет).
Tags: живопись, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment