т.к. дата рождения неизвестна. 31 октября 1632 года он был крещен.

Ян Вермеер был вторым ребенком и единственным сыном Ренье Янса (ок. 1591-1652) и его жены Дигны Бальтазар (Baltens, ок.1595-1670). 19 июля 1615 года Ренье, находясь на учёбе в Амстердаме, женился на уроженке Антверпена Дигне. Вскоре пара поселилась в Делфте. В марте 1620 родился первенец, дочь Гертрув.
Между 1629 и 1631 годами Ренье упоминается в различных документах как ткач по шёлку (каффа), трактирщик, а так же арт-дилер зарегистрированной в Делфте гильдии Святого Луки. Возможно, картины, с которыми имел дело отец, и вызвали интерес сына к живописи. В любом случае, Ренье знал большинство художников Дельфта. В документах его имя упоминается рядом с именами таких художников, как Питер Антонис ван Груневеген (Pieter Anthonisz. van Groenewegen, 1590/1600-1658), Бальтазар ван дер Аст (1593/94-1657) и Леонард Брамер (Leonaert (Leonard) Bramer, 1596-1674).
Ян Вермеер родился в гостинице «Flying Fox» на Voldersgracht №25, и 31 октября 1632 года был крещен.


Запись о крещении Вермеера
О ранних годах Вермеера почти ничего не известно, кроме того, что детство его прошло в большом доме, расположенном на Рыночной площади в самом центре города. Рыночная площадь с одной стороны была ограничена Городской ратушей (City Hall), а с другой стороны башней Аудекерк (Oude Kerk). Этот дом Ренье Янс купил за 200 гульденов наличными и два ипотечных кредита в размере 2500 гульденов. Такая значительная сумма указывает на то, что он был в состоянии погасить свои долги. В своё новое жилище семья переехала весной 1641 года.
Дом был достаточно большой, вмещающий гостиницу «Мехелен», расположенную на первом этаже, производство Ренье, и жилые помещения для семьи из четырех человек:

Стрелка указывает на «Мехелен». Справа Рыночная площадь.

Сегодня на месте «Мехелен» пустое пространство.

Компьютерная реконструкция «Мехелен» (серое монохромное здание)
Но владение «Мехелен» не было процветающим бизнесом; когда в 1669 году Дигна безуспешно пыталась продать гостиницу с аукциона, ипотека за дом всё ещё не была погашена. Сам Ренье умер в октябре 1652.
Ничего не известно и о решении Вермеера стать художником. Точно так же, как нет ни малейшего представления о том, что он думал о живописи. Не сохранилось ни одного документа.
Как и все голландские живописцы, Вермеер был обязан пройти определенный период обучения у живописца, состоявшего в гильдии Святого Луки, мощной организации, регулирующей в то время все правовые и торговые сделки художников и ремесленников. Во время такой стажировки ученик был тщательно проинспектирован на предмет его возможного допуска к гильдии, и уже лишь после этого получал разрешение на продажу своих работ. Членство также позволяло ему брать учеников - важный источник дохода в условиях жесткой конкуренции на голландском рынке искусств.
В декабре 1653 года, заплатив вступительный взнос в шесть гульденов, Вермеер был принят в гильдию. Вообще-то, взнос был установлен в размере трёх гульденов. Возможно, Вермеер проходил подготовку за пределами Дельфта – это единственное наиболее правдоподобное объяснение для такого высокого вступительного взноса. В любом случае, в книге учёта гильдии указано, что на 29 декабря 1653 года, Вермеер заплатил только 1 гульден 10 стюверов (стейверов). Остаток в размере 4 гульденов и 90 стюверов был уплачен три года спустя, 24 июля 1665 года. Искусствоведы считают, что художник платил в рассрочку в связи с его скромными финансовыми возможностями...
Имя Вермеера можно увидеть в книге Регистраций Гильдии среди имен Карла Фабрициуса и Питера де Хоха.

Запись в книге Регистрации Гильдии Святого Луки. Вермеер под номером 78, Карл Фабрициус №75, Питер де Хох №80
Так началась эпоха Великого Мастера.
Но это уже совсем другая история...