tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Больной человек"

По поводу поста, который написала mmekourdukova и который я откомментировал так:
"У них (греков) ведь, в отличие от нас, в то время даже своей академической школы не возникло (по понятным причинам), приходилось довольствоваться объедками с общеевропейского стола."

357.JPG
Отсюда

Грекам, балканским славянам и другим экс-византийцам, оказавшимся под властью османов, действительно очень не повезло - они безнадежно отстали от остальной Европы. И дело, думаю, не в том, что православие плохое, или ислам плохой - я вообще не придаю слишком большого значения религиозному фактору. Это из сегодняшнего дня Западная Европа видится этаким флагманом прогресса, но в 15-м и даже 16-м веке, скорее всего, это не было очевидно. Тогда христианская и исламская цивилизации (или, если угодно, части великой средиземноморско-ближневосточной цивилизации) шли ноздря в ноздрю. Под исламской цивилизацией понимаются, в первую очередь три империи - Османская, Персидская и империя Великих Моголов. Восточная архитектура того времени, как мне кажется, в плане технической сложности не уступает западной. а в плане гармонии местами ее и превосходит. Да, Запад уже тогда опережал Восток в некоторых областях: книгопечатании, реалистическом изобразительном искусстве и, возможно, науке (находившейся, впрочем, в эмбриональном состоянии). Но, повторюсь, тогда было сложно предположить, насколько огромное влияние все это приобретет в будущем.
С книгопечатанием и наукой все понятно, остановлюсь на реалистическом изобразительном искусстве. Может, я придаю слишком большое значение этому фактору, но, по мне, межу тем, насколько качественные реалистические изображения (в том числе и фотографии и фильмы) может создавать некое общество, и уровнем развития этого самого общества есть прямая связь. Изучение натуры стимулирует развитие анатомии и перспективы, это, в свою очередь влияет н развитие медицины, геометрии, оптики и т.д. Прогресс науки и техники немыслим без прогресса в изобразительном искусстве.
А в Османской империи все это не развивалось, или развивалось слишком медленно. К концу 18 в., когда Запад далеко вырвался вперед не только в этих областях, но и в развитии в целом, султаны спохватились, но было уже слишком поздно - Турция превратилась в "больного человека Европы". Если бы они спохватились лет на сто раньше, вместе с Петром, возможно мы имели бы совсем другую историю. И опять же, мало того, что сами застряли в средневековье, так еще и балканские народы с собой прихватили. Так и приходилось последним довольствоваться объедками со стола западноевропейского искусства (и не только искусства) - другого-то, адекватного запросам времени, все равно не было.
В заключение вырисовывается интересная тема - параллелизм между Российской империей 18 в. и Османской империей 19-го. Пара образчиков османского искусства:

772px-Konstantin_Kapidagli__Jülüs_ceremony_(Enthronement_ceremony)_of_Selim_III__c__1789__Topkapi_Saray_museum.jpg
Константин Капидаглы. Коронация Селима III, ок. 1789. Константин Капидаглы - один из первых художников, начавших работать в западной манере.


DolmabahceMainGate.jpg
Ворота дворца Долмабахче, 1842-1853. В 18 веке в Турции почти не было своего барокко, зато оно появилось в 19-м. Турция, как и Россия за сто лет до этого была обречена на догоняющее развитие и западноевропейские стили при этом накладывались друг на друга.


P.S. Перечитал, и подумал, что у некоторых читателей может сложиться впечатление, что я пренебрежительно отношусь к туркам. Это не так. Я о них самого высокого мнения.
Tags: 18 век, 19 век, Балканы, Османская империя, диалог культур, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment