tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Да? Скифы мы?!

Прочитал статью У.К. Брамфилда «Восточные мотивы в церковной архитектуре Сибири», из названия ясно, о чем она.
Никак неймется просвещенным европейцам. По крайней мере, со времен Виолле-ле-Дюка (на самом деле, еще раньше, Дюк пытался это сделать на более-менее научной основе) они пытаются углядеть азиатские корни у русского искусства и никак не хотят признавать того факта, что русское искусство – периферийный, вульгаризированный и варваризированный вариант искусства европейского. (Сорри за некоторую эпатажность, ну так не в ВАК-овский журнал пишу).

Вот и мистеру Брамфилду мерещатся в декоре русских церквей буддийские мотивы. Так, «пламенеющие сандрики» на церквях Тобольска и Иркутска он связывает с языками пламени, окружающими фигуры божеств в буддийском искусстве.
Но что между ними общего? Каким образом элементы с «поганских» картинок были перенесены на стены православных храмов? И где переходные формы? Короче говоря, прямых доказательств никаких.
Или вот еще элементы декора, в которых Брамфилд видит изображения буддийских ступ:
Опять же, голословно. Сходство весьма отдаленное, да и опять же, непонятно, с какого перепугу стали русские зодчие украшать стены церквей изображениями буддийских святынь.
Вообще, в таких делах надо строгость какую-то соблюдать. Имеются все-таки некоторые закономерности. Так, элементы архитектурного декора скорее будут вести происхождение от других элементов архитектурного декора, нежели от элементов декоративно-прикладного искусства. Причем декор каменных зданий скорее всего будет иметь прототипы среди других каменных же сооружений. Исключения, конечно, имеются.
Вот, например, «пламенеющие сандрики» ранних (начала 18 века) церквей в Тобольске и Иркутске. Почему не связать их декором памятников, которые им близки типологически и хронологически: храмов «нарышкинского стиля». Спасский храм в Иркутске был построен в 1706-1710 гг. Моисеем Долгих, который во второй половине 1690-х гг. (время расцвета «нарышкинского стиля») работал в Москве.


Сандрики над окнами очень напоминают аналогичные элементы в «нарышкинской» архитектуре:



Иркутск. Спасская церковь. 1706-1710. арх. Моисей Долгих.


Часовня над Успенским кладезем в Троице-Сергиевой лавре.


А вот сандрики Спасской ц. в Тобольске, и Троицкой ц. в Тюмени возможно восходят уже к сандрикам иркутской церкви.


Тобольск. Спасская церковь. 1709-1713.


http://www.cultinfo.ru/brumfield/siberia/Tum-01-20_m.jpg
Тюмень. Троицкая церковь.

Выкладывание последних – дело нелегкое для каменщиков, имеющих не слишком высокую квалификацию, ваот они и решили упростить себе задачу.
Разумеется, это только гипотеза, но мне она представляется более правдоподобной, чем фантазии Брамфилда.

То же касается и элементов, которые Брамфилд возводит к буддийским ступам. Не легче ли их вывести из традиционных русских кокошников?


http://www.cultinfo.ru/brumfield/siberia/ir-01-13.jpg
Иркутск. ц. Троицы. 1778 г.


Ц. Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого)


Почувствуйте разницу!

Я вовсе не хочу сказать, что буддийские элементы в принципе не могли украшать русские церкви. Вот, например, колесо на церкви Воздвижения Креста в Иркутске, по моему дилетантскому мнению, очень напоминает колеса с индийских храмов, а аналогичные элементы в европейском декоре не могу припомнить.


http://www.cultinfo.ru/brumfield/siberia/ir-04-24.jpg


Но и здесь надо быть очень осторожным. Постараться найти конкретные прототипы. А не просто ссылаться на всемогущее искусствоведческое чутье.
Tags: 17 век, 18 век, Европа, Россия, архитектура, барокко, датировка, диалог культур, искусствометрия, исторические мифы, маньеризм, наука, параллели, примитив, стили, стилизация, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments