tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Ричард Дадд (1817-1886)

Давно хотел написать про этого выдающегося художника, которому действительно не повезло. К "Художникам нетрадиционной ориентации" тоже можно причислить. (Для тех, кто читает меня недавно - под "нетрадиционной ориентаций" подразумевается несоответствие манеры художника стилю эпохи).
Оригинал взят у katia_lexx в Картины из Бедлама
Оригинал взят у agent_40 в Картины из Бедлама

Летом 1844 года в  лондонскую психбольницу Бедлам,что  как раз напротив Тауэра, был доставлен 27-летний Ричард Дадд. Его арестовали неподалеку от Парижа в Фонтенбло, когда он набросился с ножом на пассажира дилижанса, следовавшего из Кале в столицу. На допросе в префектуре Дадд заявил через переводчика, что едет в Вену, чтобы убить там австрийского императора!
Молодой человек в ходе допроса признал также – безо всякого давления со стороны полицейских, – что 28 августа 1843 года убил в лесу своего отца, лорда Дадда, о чем в Париж уже пришло «сообщение» от английской полиции с просьбой задержать убийцу.  Поведение молодого человека вызвало у следователей вполне законное подозрение относительно состояния его умственных способностей, и его перевели в приют для умалишенных, а потом отправили в Англию.Кроме Ричарда Дадда в Бедламе  содержалось немало столь же опасных для общества больных. Почему же рассказ идет только о нем? Да потому, что судьба этого молодого человека уникальна в своем роде. Он словно  бросает вызов, казалось бы, бесспорному утверждению о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместимые». Случайно сохранился карандашный набросок – автопортрет Ричарда Дадда, написанный им в 24 года.

20f5c85cfde5 (450x547, 49Kb)

Автопортрет

Ричард Дадд родился в 1817 году в графстве Кент, в небольшом городке Чатэм, который славился самым крупным доком королевских военно-морских сил. Его дед по отцу был отличным плотником в доках, а родители владели аптекой на центральной Хай-стрит. Ричард получил неплохое образование в местной школе. Когда ему исполнилось 20 лет, отец его переехал в Лондон, открыв в столице мастерскую, в которой занимался резьбой по дереву и золочением резных орнаментов. Юноша унаследовал художественные склонности отца, он посещал занятия в мастерской королевской Художественной академии, которая и по сей день считается высшей художественной школой Великобритании. Вскоре о Дадде заговорили как о выдающемся таланте,которого ожидало большое будущее благодаря его огромному трудолюбию. Он был веселым, живым и компанейским молодым человеком. На различных выставках Академии Ричард завоевал три медали и начал активно выставляться в престижной галерее на Саффолк-стрит.

Alexander Morison Dadd


Младенца Эскулапа обнаружили пастухи на горе


Ему исполнилось 25 лет, когда он  принял участие в экспедиции на Ближний Восток и Египет. Рисунки и зарисовки, сделанные Даддом во время поездки, восхищали всех. Но эта же экспедиция, кажется, и стала причиной трагедии. Путешествие оказалось долгим и трудным. Молодой человек прибыл на берега Нила полный живых впечатлений и в то же время эмоционально истощенным.Он писал оттуда своему другу : «Я часто лежу без сна среди ночи, при этом мое воображение переполнено такими дикими видениями, что мне самому становится страшно за свое душевное здоровье и благополучие». Неизгладимое впечатление на Ричарда произвело посещение «города мертвых». Именно после этого ему стало казаться, что власть над ним захватил могущественный Осирис, считавшийся у древних египтян повелителем подземного царства. Его стали одолевать видения дьяволов и монстров. Он даже признавался, что на обратном пути в Англию хотел, оказавшись в Риме, убить самого папу.

Портрет мужчины в восточном костюме


Караван-сарай в Малайзии в Малой Азии


Странное поведение Дадда отнесли к действию жарких лучей южного солнца, а жалобы на то, что им овладевают злые духи, приняли за неудачную попытку пошутить. Тем не менее Ричард внезапно покинул группу и возвратился в Лондон. Врачи поставили диагноз «солнечный удар». Дома он поразил друзей и близких замкнутостью и отсутствием привычной для него мягкости и доброты. Он стал непредсказуем в своем поведении и весьма эксцентричным в поступках.  Его отец обратился к ведущему в то время психиатру.

Спящая Титания


фрагмент картины


Доктор вынес жесткий диагноз: Ричард не несет ответственности за свои действия и поступки. И посоветовал держать его в изоляции и под наблюдением. К сожалению, отец не послушался совета врача. 28 августа 1843 года отец и сын приехали в родной Чатэм и пошли смотреть на маневры местного полка, там и произошло непоправимое. Возбудившись от музыки, движения, громких звуков, сын напал на отца,считая его дьяволом. Роберт Дадд отчаянно сопротивлялся, но Ричард очень жестоко с ним расправился,тело Роберта Дадда было найдено ранним утром следующего дня. После этой трагедии родной Брат Ричарда тоже сошёл с ума.

Вакхическая сцена


Безумная Джейн


Сообщение об убийстве потрясло весь просвещенный и артистический Лондон. В журнале союза художников писали: «Несчастный Ричард Дадд. Увы! Мы должны навеки забыть имя молодого гения, который обещал оказать такую честь миру искусства, поскольку, несмотря на то, что могила не сомкнулась над ним, он тем не менее должен быть отнесен к классу мертвых». Но эта часть пророчества не сбылась...Ричард Дадд провел в Бедламе сорок три года, он был оторван от мира до конца жизни. Но вот что поразительно: его талант не померк, болезнь не затронула эту часть мозга. Дадд продолжал творить и оставил после себя поразительные, необычные работы.Один из наблюдавших Дадда людей писал, что «он ткал свои волшебные фантазии на холстах среди самых отвратительных разговоров и самого грубого поведения. Как это ему удавалось, до сих пор остается загадкой!»

Отшельник


Игроки




Поединок


Странствующие музыканты


Исследователей поражает то, что Дадд мог так плодотворно работать в таких весьма далеких от идеала условиях. Он попал в Бедлам, когда это было по тем меркам вполне «цивильное» лечебное заведение,  но тем не менее – палаты представляли собой скорее «клетки Зоологического сада для самых жестоких хищников, нежели нечто соответствующее содержанию больных человеческих существ».Достаточно сказать, что до прихода в Бедлам сэра Чарлза Худа, ставшего старшим врачом в 1852 году, там совсем не велись истории болезни! Именно Худ и рассказал нам о том, как жил Ричард Дадд: «В течение нескольких лет после его поступления к нам, он считался одним из самых буйных и опасных больных.Он объяснял, что какие-то духи все еще овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы..." В 1857 году условия содержания Ричарда Дадда были улучшены в связи с тем, что он «в течение многих лет не проявлял буйности».

Приди к этим жёлтым пескам




Порт Stragglin



Иногда Ричард устраивал врачам и медперсоналу целые концерты самодеятельности. «Он знал наизусть множество пьес Шекспира. С ним всегда была книга «Лавка древностей». Ричард также играл на скрипке, вспоминая мелодии, разученные им еще в далеком детстве. И при этом его прозвали «тигром» за манеру буквально набрасываться на пищу.

Младенец




В 1864 году Ричарда Дадда переводят из Бедлама в Бродмор к западу от Лондона .Бродмор был госпиталем для душевнобольных, построенным в духе самых современных для того времени требований. В нем больным предоставлялась вся мыслимая для такого контингента людей свобода. Больницу построили на вершине холма, чтобы стены не закрывали от пациентов сельский пейзаж. Перевозили Дадда в поезде с Паддингтонского вокзала. Впервые за двадцать лет он вновь увидел знакомые пейзажи, которые рисовал по памяти.В Бродморе он также регулярно играл на скрипке, разрисовывал стены и стеклянные панели, а также писал задники и декорации для театра, которые сохранились и по сей день. Он умер в 1886 году от туберкулеза, прожив почти семьдесят лет! В Бедламе в ящике одного из столов была найдена единственная фотография Дадда, сидящего в кресле и занятого работой над овальной по форме картиной «Оберон и Титания». На фотографии мы видим человека старше сорока лет с глазами,горящими неистовым огнем.

Ричард Дадд за работой





Современные врачи полагают, что сегодня Ричарду Дадду можно было бы помочь, скомпенсировать его душевное состояние и даже выпустить в нормальную, ничем не ограниченную жизнь. Но сохранился ли бы в нетронутом  виде после курса современных препаратов его удивительный и яркий талант? На этот вопрос, к сожалению, пока еще медицина не может дать однозначного ответа.

94341412 (455x642, 69Kb)

Подвижник

Иерусалим


Амур и Психея


Многие психологи-любители стремились увидеть в чрезвычайно детализированных полотнах Дадда нечто такое, что бы определенно говорило о его душевном состоянии. В «Исходе из Египта» они обращают внимание на множество не связанных друг с другом деталей, преобладание в центре композиции желтого и красного, контрастирующего с синим, и так далее. Нечто подобное говорится и о других картинах.Тут необходимо пояснить две вещи. Во-первых, многие свои картины Дадд писал, сообразуясь с литературными источниками, а во-вторых, писал он их довольно долго.

Выход из Египта


Рыбный рынок у моря




Через сто лет интерес к картинам художника внезапно резко возрос. В 1984 году одна из его работ – «Спор: Оберон и Титания» – была продана за полмиллиона фунтов стерлингов. Через четыре года новая сенсация: акварель «Пребывание художника в пустыне», провалявшаяся все эти годы на чердаке, была куплена Британским музеем за сто тысяч фунтов! Сегодня его работы хранятся в таких крупнейших собраниях, как музей Пола Гетти в северном лос-анджелесском пригороде Малибу, лондонской галерее Тэйта и Национальной галерее британской столицы.

Спор: Оберон и Титания


Гамлет и его мать


Первые его сохранившиеся работы,свыше 200, были выставлены в 1974 году в знаменитой лондонской галерее сэра Генри Тэйта .Их было значительно больше, но многое, к сожалению, пропало. В госпитале его не посещал никто из родных, никому не пришло в голову позаботиться о сохранении его художественного наследия. Кое-что валялось на чердаках, да в Бродморе – другом госпитале, где он провел последние годы, сохранились и по сей день расписанные им декорации для театра. В том же Бродморе он раскрасил несколько гравюр, на которых был изображен дом известнейшего английского поэта Александра Попа (Поупа)

Доктор Чарльз Худ


Портрет мистера Джорджа Бейли


Отрицание


Свою последнюю и самую знаменитую  картину Дадд писал в течение 9 лет, находясь в Бедламе .
. "Мастерский замах" (Волшебный лесоруб) написан им по заказу управляющего больницей - доктора Чарльза Худа, который был поклонником творчества Дадда.
"Мастерский замах сказочного дровосека" гипнотизирует как любая головоломка  Небольшое по формату полотно перенасыщено персонажами, одновременно разноликими и похожими. Все они как будто оцепенели в ожидании, когда дровосек каменным топором расколет орех. Что произойдет после удара - неведомо ни персонажам, ни, похоже, самому автору, но зритель волен строить самые невероятные предположения.



Картина любопытна во многих отношениях.Например, Ричард Дадд уделял большое внимание деталям. Некоторые мазки он рассматривал через увеличительное стекло, пытаясь добиться совершенства. Художник создал эффект практически трёхмерного изображения, однако считал полотно незавершённым. Действительно, нижний левый угол картины представляет собой только набросок. Для создания контекста картины Дадд написал стихотворение «Elimination of a Picture & its subject — called The Fellers' Master Stroke», где каждому персонажу дано имя и описана его роль. Стихотворение полно аллюзий на английский фольклор и произведения Шекспира, доказывая, что картина не является случайным плодом помутившегося воображения автора. Когда смотришь на картины Дадда, поражаешься, насколько прекрасные и совершенные вещи создавал тот, кого считали безумцем. И понимаешь, что что-то не так у людей с их представлениями об абсолютной негативности сумасшествия и величии здравого рассудка...

Кто мог написать песню по мотивам этого живописного полотна? Конечно, только художник. Фредди Меркьюри был буквально заворожен этой вещью. "Фредди даже специально повел меня взглянуть на полотно, - вспоминал продюсер Рой Томас Бейкер. - Думаю, оно вполне вписывалось во все эти магические штуки, которыми тогда занимались Queen".

Примечательно, что музыкальная композиция The Fairy Feller`s Master-Strok в точности передает характер живописной. Та же плотность материала (только на сей раз мелодического) при небольшом формате произведения. Та же внутренняя наэлектризованность, великолепно переданная бешеным темпом. Неожиданные в рок-композиции клавикорды вносят в музыкальный рассказ ноту тревожной, "безумной" фантазии и декадентского эстетизма. Музыка играет как шампанское, взлетающий к немыслимым "верхам" вокал ехидно характеризует персонажи картины. Слушается композиция на одном дыхании.

По мотивам картины «Мастерский замах сказочного дровосека» написана фантазия английского композитора Оливера Кнуссена «Расцветай фейерверком» (1988), к ней же обращается в романе "Маленький свободный народ» (2003) английский писатель Терри Пратчетт. Картина присутствует в романе «Чисвикские ведьмы» Роберта Ранкина, также названа одна из песен рок-группы Gueen .

По материалам интернета и журнала "Наука и жизнь"

10 безумных художников: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-bezumnyh-hudozhnikov-738010





От себя добавлю:



Фронтиспис Kentish Coronal (1841). Совершенно бердслеевская вещь за полвека до Бердсли.
Tags: 19 век, livejournal, Британия, графика, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments