tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

До импрессионизма-1. Карл Блехен

Дело, о котором так долго говорили большевики, свершилось, точнее стронулось. Я о цикле постов про предшественников импрессионизма, который я мечтал начать лет пять. Хотел придерживаться какой-то системы, хронологии, или просто логики, но боюсь и о хронологии и о стилистической логике придется забыть. Будет так же бессистемно, как с "художниками, которым не повезло". Зато будет.

Номером первым идет Карл Блехен (1798-1840). Его смело можно относить к художникам, которым не повезло, но их уже и так слишком много. Систематического художественного образования почти не получил, в 24 года, поработав до этого банковским служащим, поступил в берлинскую академию, но не проучился там и двух лет. Работал театральным декоратором, несколько лет жил в Италии, сошел с ума и умер в 42 года.
Блехена можно рассматривать не только (и не столько) как предтечу импрессионизма, но и салонной живописи и отчасти символизма и чуть ли не сюрреализма. (Понятно, что все это может пересекаться). Но и все компоненты импрессионизма у него присутствуют: и крупные мазки, и чистые цвета, и голубые тени, и "смещенная" композиция. И, самое главное, - пленэр. Карло Блехен работал на открытом воздухе еще во второй половине 1820-х годов.
Вообще, пленэр (можно я буду писать "пленер"?! "Пленэр" это почти как "Манэ") - тот случай, когда необходимость является матерью изобретения. Думаю, уж скорее стремление художников работать на природе способствовало изобретению свинцовых тюбиков в один год с фотографией, а не наоборот.

800px-Carl_Blechen_Selbstbildnis.jpg
Автопортрет, 1823.

Есть еще такой вариант, выбирайте, какой лучше:

1823_Blechen_Selbstbildnis_anagoria.JPG

1280px-Carl_Blechen_-_Blick_auf_Dächer_und_Gärten_-_Google_Art_Project.jpg
Вид на крыши и сад, ок. 1835

1280px-Carl_Blechen_-_Mühle_im_Tal.jpg
Мельница в долине

1280px-Carl_Blechen_-_Wald_mit_kleinem_Weiher.jpg
Лес и пруд

1280px-Carl_Blechen_-_Waldlandschaft_mit_Schloss_am_Wasser.jpg
Лесной пейзаж с замком у воды

1280px-Carl_Blechen_-_Waldweg_bei_Spandau_-_Google_Art_Project.jpg
Лесная дорога у Шпандау

1822_Blechen_Klosterruine_Oybin_anagoria.JPG
Руины монастыря, 1822. Еще готичненько-фридриховского:

Carl_Blechen_-_Gothic_Church_Ruin_-_Google_Art_Project.jpg
Руины готической церкви

Carl_Blechen_-_Gothic_Church_Ruins_-_Google_Art_Project.jpg
Руины готической церкви. Тут уж совсем готично

Carl_Blechen_-_Romantische_Landschaft_mit_Ruine.jpg
Романтический пейзаж с руинами

А тут фридриховско-дальневосточное:

1823_Blechen_Bäume_im_Herbst_anagoria.JPG
Осеннее дерево, 1823

1827_Blechen_Turmruine_mit_Drachen_anagoria.JPG
Руины башни с драконом, 1827

1829_Blechen_Meeresbucht_in_Italien_anagoria.JPG
Берег моря в Италии, 1829

1830_Blechen_Turm_des_Heidelberger_Schlosses_anagoria.JPG
Башня Гейдельбергского замка, 1830

1830_Blechen_Weg_nach_Castel_Gandolfo_anagoria.JPG
Дорога в Кастель Гандольфо, 1830

1833_Blechen_Drei_Fischer_am_Golf_von_Neapel_anagoria.JPG
Три рыбака в Неаполитанском заливе, 1833

1834_Blechen_Fischer_auf_Capri_anagoria.JPG
Рыбаки на Капри, 1834

Carl_Blechen_-_Junge_Eiche.jpg
Молодой дуб

Carl_Blechen_-_Marina_Grande,_Capri.jpg
Марина Гранде, Капри

Carl_Blechen_-_Stormy_Weather_over_the_Roman_Campagna_-_WGA2241.jpg
Ветреная погода в Римской Кампанье, 1829

Carl_Blechen_-_The_Bay_of_Rapallo_-_WGA2244.jpg
Залив Рапалло, 1829-1830

Carl_Blechen_-_Tiberiusfelsen_auf_Capri_(1828-29).jpg
Вилла Тиберия на Капри, 1828-1829

Rocky_Landscape_with_Monk-Carl_Blechen.jpg
Пейзаж с Монахом

View_of_Assisi_by_Carl_Blechen_(4280101317).jpg
Вид Ассизи

800px-BlechenPalmenhaus_(1).jpg
Пальменхаус (ресторан-оранжерея в Вене, у меня такая картинка была на банке с чаем, хотя это уж совсем не импрессионизм).
В заключение вернусь к импрессионизму. ИМХО, различие между романтиками и импрессионистами заключается в том, что первые стремились уйти от реализма, но в конце концов пришли к нему (по крайней мере, некоторые), вторые же, напротив, поначалу стремились быть гиперреалистами, а к чему пришли в итоге - и так всем известно.


Tags: 19 век, Германия, диалог культур, живопись, параллели, пейзаж, романтизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments