tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про Вишнякова и не только

В начале 20 века ситуацию с изучением древнерусского искусства описывали так: «имена без икон и иконы без имен». В смысле были известны имена ряда художников допетровского времени, но связать большинство из них с конкретными произведениями не представлялось возможным. Что уж там говорить – в Брокгаузе нет стать, посвященной Рублеву (и, кажется, вообще нет никаких сведений о нем).

С первой половиной18 века дела обстояли лучше, но все же не ахти как. Вроде бы за истекшие сто лет многое изменилось…

Вот, например один из самых известных русских художников 18 века – И.Я. Вишняков (1699-1761). С ним ситуация парадоксальная: документов о его деятельности сохранилось довольно много, но вот работ, фигурирующих в этих документах не сохранилось практически совсем. Дело в том, что Вишняков, в первую очередь – монументалист, но часть зданий, в которых находилсь его произведения была разрушена, а в тех что дошли до наших дней росписи Вишнякова не сохранились. Впрочем, вот здесь - приписываемые Вишнякову иконы

Поэтому Иван Яковлевич Вишняков известен сегодня только как портретист. Но подписных портретов кисти Вишнякова всего два – это портреты Н.И. и К.И. Тишининых (1753).





Остальные портреты, приписываемые Вишнякову, считаются его работами на основании «идентичности техники письма», таковых от 10-и до 17-и.

Примечательно, что портреты Тишининых попали в поле зрения исследователей позднее, чем портреты детей Ферморов, в частности, портрет Сарры Фермор, который уже с 1907 г, момента поступления в Русский Музей считался работой Вишнякова.





По моему мнению, манера написания лица Ксении Тишининой очень близка к портрету Георга Фермора, но вот Сарра Фермор отличается довольно сильно. Но это, так если по репродукциям судить. Вообще, портреты  Тишининых  слабоваты как-то, ИМХО. С анатомией у художника явно нелады – руку в ракурсе изобразить не может.

Также с именем Вишнякова связывают портрет Елизаветы Петровны, 1743 г. (тип Каравакка).


Документально подтверждено, что Вишняков писал Императрицу в 1742, 1743 и 1757 гг. Впервые данный портрет (ныне находящийся в Третьяковке) с Вишняковым связал А.Н. Бенуа в 1914 г. Впрочем, основания для такой идентификации лично мне понятны не до конца. Почему именно Вишняков, а кто-либо другой из учеников и последователей Каравакка? Почему именно 1743 г.? Короче говоря, надо глубже копать.

Вот собственно и все, что абсолютно достоверно можно приписать И.Я. Вишнякову. А ведь заметим – не бог весть, какая древность, менее трехсот лет. Ситуация с другими русскими художниками того времени ничуть не лучше. Но о них как-нибудь потом.

А вообще вот фантастическая ситуация: допустим, придумают методику 100% верного определения авторства художественных произведений. Не полетит ли вся история искусства …. не буду говорить куда?

Tags: 18 век, Россия, барокко, датировка, живопись, искусство, примитив, рококо, стили, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments