tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Золотой Дом Нерона - Domus Aurea

Конструкции довольно простые. Но впечатляет.
Оригинал взят у uchitelj в Золотой Дом Нерона - Domus Aurea
Оригинал взят у trianda в Domus Aurea.
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.
(Пушкин)



  Золотой Дом Нерона или Domus Aurea – одно из тех сооружений римского мира, об утрате которого историкам архитектуры и вообще любителям античности приходится горько сожалеть. Проводя исторические параллели, можно было бы (очень приблизительно) сравнить Золотой Дом с Версалем, с той лишь разницей, что дворцово-парковый ансамбль Людовика ХIV возник в просторной загородной долине, а Золотой Дом – в самом центре столицы великой империи.
  Внимательный любитель архитектуры возразит – но ведь Версаль занимает огромную площадь, 900 гектаров, а     Золотой дом со всеми его садами, по прогнозам историков, занимал всего лишь от 40 до 120 гектаров, дело в другом: оба дворца были максимально интегрированы в садово-парковый ансамбль, немыслимы без четко выверенных перспектив, открывающихся из окон и портиков, с бесчисленных балконов и террас.

 Сейчас по низине между холмом Оппий и стеной Колизея проходит довольно оживленная улица. У станции метро Colosseo базируются продавцы всякой сувенирной ерунды, вкусно пахнет сдобой и кофе из буфета в вестибюле станции, туристы толпятся у стойки бесплатной зарядки смартфонов, кто-то набирает воду в фонтанчике, сделанном из старого саркофага. Но буквально через пару десятков метров вся эта суета пропадает – парк, разбитый между руинами огромных абсид Терм Тита, довольно безлюдное место, особенно в пасмурные зимние дни.
 Зеленые лужайки, где выгуливают окрестных собак, хранят под собой, в толще земли, остатки одного из величайных инженерных шедевров Рима – Золотого Дома Нерона. Приятно думать о том, что большая часть дворца еще ждет своего открытия – время милостиво предало Золотой Дом забвению, тем самым сохранив его дляя будущих поколений – так же, как Помпеи и Геркуланум. Алчный Ренессанс не добрался до мраморных полов, драгоценной инкрустации стен, в кромешной тьме спят нечутким равнодушным сном мраморные лики...
 После Большого пожара Рима 64 года освободились гигантские пространства в самом центре города. История о том, как полубезумный император приказал поджечь город, смотрел на него с гор Лацио, играл на лире и вообще вел себя непотребно – одна из самых известных легенд, уже века существующая как единственно верная версия событий того жаркого июля, не станем останавливаться на этом моменте. От копеечной свечи Москва сгорела, - уже не имеет значения, кто поджег город и поджег ли его вообще (развел какой-нибудь пьяный дурак в лавке у Большого Цирка огонь и уснул – дело житейское), важно то, что Большой пожар определил новое лицо города. То, которое мы видим и сейчас, нужно только немного сосредоточиться.

1. Одна из реконструкций комплекса Золотого Дома. Озеро с башенками по углам - на месте Колизея, а интересующий нас объект - выше и правее.


источник: ancient-buildings.ru

   Нерон распланировал новую виллу следующим образом: основное здание дворца на Эсквилине (на том его конце, что носил имя холма Оппий), с садами и прудами; множество разнообразных вилл, павильонов, портиков и прочих известных к тому моменту архитектурных форм – на всем пространстве между Целием, Палатином и Квириналом, включая соответствующие склоны этих холмов; снова бесконечные сады, парки, луга (!) и водоемы, оживляющие ландшафт; циклопическая статуя императора (Колосс Нерона); термы с горячими и серными водами; искусственное озеро в низине, на месте Колизея; и везде золото, золото, золото – любимый металл Нерона. И мозаики, и росписи. И яркие, развевающиеся занавеси, плеск бесчисленных фонтанов. Земной парадиз, утраченная и обретенная Аркадия.
    В рекордные сроки завершили (или почти завершили, освятив) основное здание – собственно, Domus Aurea, куда император и переехал торжественно незадолго до своей смерти, заметив, что наконец-то заживет как человек.
    Именно это здание и известно сейчас как Domus Aurea, от остальных построек не осталось и следа.
    Золотой дом оказался Риму не нужен. Тит из династии Флавиев, воспользовавшись очередным пожаром, перестроил дворец в термы, фактически возведя их поверх дворцовых стен, используя последние как готовые субструкции (варварские врезки фундамента в потолки можно видеть кое-где и сейчас). Колизей стал смысловым центром этой части полиса и уже мало кто помнил, что свое название амфитеатр Флавиев получил от того самого позолоченного Колосса Нерона.

2. Термы Тита, как их увидел Пиранези.


   Со временем и само существование в центре города огромного дворца было забыто. Термы Тита сами превратились в руины, а что руины эти стоят на рукотворном холме – какая, право, разница.
   В 15 веке какое-то событие (возможно, очередная коза, провалившаяся в дыру в земле) привело к открытию Золотого Дома под виноградниками Оппия и с этого момента началось его планомерное уничтожение – как умышленное (любителями антиков), так и неумышленное (под действием атмосферных явлений, перепадов температур и сырости). Двадцатый век озаботился реконструкцией руин, но злосчастная судьба как будто преследует старый дворец – постоянная угроза обрушения сводов не позволяет ему функционировать в полную силу.
  Об особенностях счастливого проникновения в Золотой дом я писала тут.
  Нацепив желтые каски, входим в просторный коридор. Не спешите радоваться – это позднейшая пристройка.

    3. Коридор ведет к стене дворца Нерона - когда-то это была аркада, остатки которой хорошо различимы (заложенная арка над квадратным проемом).



        Основная проблема посещения Золотого Дома для неподготовленного туриста состоит в том, что пространство неронова дворца существенно искажено позднейшими перестройками, - и нелюбопытный или равнодушный зритель не увидит ничего, кроме лабиринта сумрачных коридоров, в которых царит могильный холод. На картинке ниже (найдено в сети) видно, что к фасадам правого и левого крыльев были пристроены множественные коридоры неясного назначения. Большой атриум слева полностью перекрыт сводом - по словам экскурсовода, там была устроена базилика, в результате чего арки колоннад, окружающих двор, оказались заложены кирпичом, а балконы второго этажа - демонтированы.

      4. Экскурсия начинается в пятом коридоре справа, идет вдоль центральной части до Октагонального зала и возвращается назад тем же путем.


      Нужно сказать, что "потеряться" и осмотреть дворец самостоятельно (мое любимое занятие) не удастся - экскурсовод внимательно следит за тем, чтобы группа двигалась дружно, сплоченно и ни в коем случае не разбредалась. Таинственные ответвления в боковые коридоры и комнаты не освещены и перекрыты. При попытке к бегству я была отловлена и с позором водворена обратно в туристический табунок. Что ж, будем изучать то, что есть.

5-6. Высота впечатляет. Стена слева (кирпичная, без штукатурки) возведена на месте колоннады, выходящей в большой атриум левого крыла. На фото №6 видны остатки баз колонн.


      7. Это фото интересно только одним - красная краска - времен Нерона. Заметно, что проемы расширены позднее.


      Император Нерон, человек, активно интересовавшийся изящными искусствами, собрал роскошную коллекцию античной скульптуры - как греческих оригиналов, так и римских мраморных копий. Пиршественный (Октагональный) зал украшала статуя, впоследствии всем известная как Лаокоон, но об этом чуть позже.

      8. Небольшой нимфей, примыкавший к атриуму, хорошо различимы остатки фонтана. Остались швы затирки между давно украденными плитами пола.


        Никто не знает, как в точности был украшен Золотой Дом, это огромное сооружение из бетона и кирпича. Чудом сохранившиеся фрагменты декора поражают несоответствием между пустыми пространствами оштукатуренных стен и мелкими элементами росписей. Если вам приходилось бывать в Помпеях или Геркулануме, вы заметите, что миниатюры на стенах дворца достаточно примитивны и никак не могли вызвать восторгов у современников (тех из них, конечно, кто сохранил объективность перед лицом императора). Возможно, основной изюминкой Золотого Дома были мраморная облицовка стен, золотые мозаики и скульптура, а декоративная роль росписей играла второстепенную роль.

      9. Красно-охряная роспись одной из комнат. Обратите внимание на два человеческих силуэта, как бы заглядывающих внутрь.


    10. Анфилада покоев левого крыла и туристические мосточки.


      Золотой Дом обогатил культуру таким понятием, как гротеск. Так были названы мелкие, как правило, сюжетные, росписи, обнаруженные на стенах дворца в 15 веке (гротеск дословно - находящийся в гроте). Не сомневаюсь, что самые примечательные гротески были вырезаны и утрачены навсегда. Но и сейчас кое-что осталось.

        11-12. Примеры гротесков.



      13. А вот нагдядный пример архитектурного проникновения эпох - фундамент Терм Тита (справа) вторгся в свод одного из помещений Золотого Дома.


      14. Стукковые рельефы и росписи потолков выглядят, с декоративной точки зрения, весьма достойно. Зияющие дыры оставили охотники за сокровищами.


    15-16. На левом фото - пример того, как выглядели многие помещения до открытия. Огромные завалы земли.


      17-18. Как видите, без предварительной подготовки и изрядной доли фантазии прогулка по императорскому дворцу может превратиться в прогулку по магазину стройматериалов - бетон и кирпич, ничего больше.


     В большинстве помещений напольное покрытие отсутствует - думаю, мраморные полы Золотого Дома пошли на украшение интерьеров бесчисленных палаццо.

    19-20. Очень интересное место - Длинный Коридор правого крыла, здесь хорошо видно, до какого уровня стены были облицованы мрамором. Наклонная арка в глубине - водовод для фонтана в Октагональном зале.


      По примеру всех значительных римских построек, Золотой Дом имел отдельную ветку акведука для снабжения водой внутренних терм, фонтанов и водоемов. Кроме того, на холме Оппий находились серные источники, включенные в инфраструктуру сначала терм дворца, а затем - Терм Тита.

    21-22. Одно из помещений правого крыла с чудом сохранившимся мраморным полом и анфилада, ведущая в Октагональный зал.


       Принято считать, что в золотом Доме впервые мозаика была использована не только для оформления полов, но и для украшения стен и сводов. Некоторые помещения имели "золотые потолки" - то ли из желтой смальты, то ли из мозаики, украшенной золотой фольгой.

     23. Кусочек мозаичного слоя. Рядом, конечно же, дыры. пробитые ренессансными "черными копателями".



    24-25. А вот это очень замечательное помещение - левый портик правого крыла. Стены слева не было, она позднейшей пристройки, а на уровне второго этажа шла роскошная лоджия (виден широкий вход на нее), выходившая как раз на вход во дворец. Остались базы колонн, поддерживавших лоджию.


      Кульминация экскурсии - самое известное помещение Золотого Дома, триклиний или Октагональный зал. Это смысловой центр правого крыла дворца (как атриум является смысловым центром крыла левого).
      Только представьте: просторное восьмиугольное помещение, освещаемое естественным светом через круглый проем в куполе. В четырех квадратных нишах (двух проходных и двух глухих) установлены пиршественные ложа и столики, везде блистает мрамор. Потолок, изображающий звездное небо, поворачивается, то орошая гостей императора благовониями, то осыпая розовыми лепестками. В центре, по одной из версий, располагался "Лаокоон", по другой - не было ничего, кроме узорчатого мраморного пола, дабы не мешать танцовщикам и музыкантам, развлекавшим пирующих. Широкий входной портал выходит на озеро, сады и цветники, вдали видны дворцы Палатина.

      26. Sic transit gloria mundi.


      Инженеры Нерона устроили в триклинии естественное кондиционирование - в центральной нише был устроен фонтан по типу "водной стены", когда вода широким потоком изливается как бы прямо в пол, исчезая в искусно оборудованных стоках. Именно сюда подходил небольшой акведук, пересекающий Длинный коридор.

    27-28. Пиршественные ниши и остатки фонтана. Камень в центре, видимо, должен был создавать интересную игру водяных струй.


    29. Фонтан в общем интерьере триклиния.


    30. Удивительное решение - специальное окно, спроектированное так, чтобы свет падал на водяные струи и гости императора могли любоваться солнечными бликами.


    31. На перекрытиях ниш сохранились остатки стукковых рельефов.


       Спустя почти две тысячи лет сложно представить, какими были великие сооружения древности - безжалостное время не оставило нам почти ничего, кроме грубых и дешевых материалов - камня, кирпича и бетона. Золотой Дом подобен Лимбу - некая вневременная пространственная аномалия, в которой душа висит на невидимых нитях, не в силах двинуться ни вверх, ни вниз. Для того, чтобы разбить это окоченение, нужно представить Domus Aurea блистательной обителью императора, где огромная ваза из цельного куска порфира - всего лишь сосуд для омовения (сейчас скучает в музеях Ватикана).


источник: www.traian.ru

    Где Венера Каллипига и Лаокоон - всего лишь примеры дворцового декора.



Tags: livejournal, Рим, античность, архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments