tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "бригадный метод" и не только

Прочитал про выставку "сталинского Веласкеса" и вновь задался вопросом о "неравномерности" его мастерства. И, буквально, полчаса спустя читаю в книге воспоминаний А.Я Каплера:

"... случалось так, что какой-нибудь оборотистый мазила подряжался в одно и то же время писать плакаты и для наробраза, и для политотдела стоявшей в Киеве армии, и для какого-нибудь клуба совработников, и для комендатуры города и для других почтенных организаций.
Затем он нанимал за полцены, а то и просто за хлебные пайки, несколько художников, а сам только расписывался в ведомостях."
Речь о временам гражданской войны, но сам подход, когда на такого художника-воротилу работали многочисленные (или не очень многочисленные) "негры" существовал, по крайней мере с эпохи ренессанса, а то и раньше. Отчасти этим может объясняться различие в манере и уровне работ, приписываемых одному мастеру.
А в сталинскую эпоху вообще был распространен "бригадный метод", когда одна картина (обычно масштабное заказное полотно) писалась коллективом художников, и для "бригадира" умение рисовать вовсе не стояло на первом месте.
Я мало интересовался Александром Герасимовым и не стану утверждать, что он полный ноль, вроде Сафронова. Все же учился Герасимов в свое время Московское училище живописи, ваяния и зодчества (учеба длилась 12 лет, а поступил он туда 22-летним).


Б.В. Иогансон. На старом уральском заводе, 1937. В роли буржуя-заводчика Иогансон изобразил А.М. Герасимова.


Tags: 20 век, cоветское, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments