tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О художниках, рисующих как могут и как не могут

Художник рисует как может, а если он может и так и этак – он уже не художник.

Как-то запомнились мне в сове время эти слова из позднесоветского фильма «Единожды солгав». За точность цитаты не ручаюсь, впрочем.

Вчера mmekourdukova выложила фотографии мозаик, стенных росписей и икон из Малдонского Предтеченского монастыря. Мнение значительной части читателей журнала, как и его хозяйки об этой живописи отрицательное. Я предположил, что если бы живописцы копировали Рафаэля, вышло бы лучше.

Примерно так же, как у их коллег, расписывавших собор в Угличе 200 лет назад:


Роспись Преображенского собора в Угличе. Худ. Т.А. Медведев, 1810-11.

В чем проблема большинства современных иконописцев, пытающихся воспроизводить византийскую манеру и ее региональные варианты? Думается, в том, что, будучи воспитанными в академической традиции они пытаются воспроизводить традицию иную, внешне вроде бы более примтивную. Им кажется, что они могут и так и этак, а на самом деле получается, что не могут вообще никак. Ведь в иконописи (и не только в иконописи, в греческой вазописи, например) каждая линия отработана поколениями художников, а когда не знаешь, зачем тут эта линия или мазок, получатся вот так:


(Надеюсь, mmekourdukova не обидится, если воспроизведу ее фотографию)

В случае с линиями и мазками речь идет, разумеется, о чисто технической стороне дела, а не о какой не о символике.

В чем вообще прелесть примитивов (не путать с примитивизмом)? В том, что художники, создававшие произведения, примитивные с точки зрения искушенного зрителя, «выкладывались по полной», т.е., работали, как могли, достигали предела своих возможностей. Зачастую им была вовсе неизвестна иная художественная традиция.

Раз уж упомянул Углич, присовокуплю еще вот эти фрески из соседней с Преображенским собором ц. царевича Дмитрия:



Создал их мастер Петр Хлебников в 1788 г. Лично мне они напоминают работы нидерландских романистов 16 в., и между ними действительно есть глубинное сходство. Как предшественники Рубенса стремились приблизится к совершенству лучших произведений итальянского Ренессанса, так и их русский коллега два столетия спустя стремился приблизится к совершенству академических полотен. Причем, сами полотна и фрески, вполне возможно, ему были не ведомы, работал с гравюры какой-нибудь. Получилось что получилось, зато всю душу вложил. За это ему потомство и благодарно.

P.S. Приношу извинения за качество фотографий. Делались они давно, в спешке и вовсе не с целью размещения в ЖЖ.

Tags: 18 век, 20 век, Европа, Россия, диалог культур, живопись, зрительное восприятие, искусство, китч, народное искусство, параллели, примитив, стили, стилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments