"Точки, в которых проводились наблюдения. Круги с цифрами соответствуют четырем точкам, где было зарегистрировано бросание камней в деревья... Разными цветами показаны ареалы четырех подвидов обыкновенного шимпанзе Pan troglodytes: P. t. verus, P. t. ellioti, P. t. troglodytes, P. t. schweinfurthii".
"Ритуалы" были зафиксированы только в4-х популяциях з 34-х, над которыми проводились наблюдения, и, скорее всего, их возникновение следует объяснять отнюдь не генетикой.
Открытие навело авторов на размышления о происхождении некоторых характерных элементов человеческого поведения. Действительно, во многих культурах в разные эпохи существовали и продолжают существовать всякого рода «особые» места, священные деревья и рощи, систематически используемые людьми для совершения стереотипных, не приносящих никакой очевидной пользы действий. Горки из камней нередко используются для обозначения памятных и священных мест, где совершаются ритуальные действия, а также могил или, к примеру, границ земельных участков.
Можно, конечно, с порога отвергать все подобные параллели и настаивать, что различия между человеческим и обезьяньим мышлением слишком принципиальны, чтобы предполагать сходную психологическую основу даже у очень похожих действий. С другой стороны, если бы такие побитые деревья, кучи камней со следами износа от многократного использования и заполненные камнями дупла были найдены археологами вблизи стоянки древних гоминид, находку наверняка связали бы с ритуальными действиями и приписали ей символический смысл.
Это да, всем непонятным действиям и предметам следует приписывать ритуальный характер.)) И, возможно, такое объяснение будет недалеко от истины.