tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

"Идиллические кватрочентисты" -1. Антонелло да Мессина

Если несколько упростить картину, то можно сказать, что в 14 и начале 15 века самой влиятельной в западной Европе была итальянская школа живописи, вклад которой в развитие интернациональной готики сложно переоценить, а к середине 15 столетия на первое место вышла нидерландская школа. Возможно, потому, что в начале столетия в Нидерландах творили два поистине выдающихся новатора: Робер Кампен и Ян Ван Эйк (Рогир ван дер Вейден и остальные все же вторичны по отношению к ним). Да, итальянцы в то же время открыли перспективу и значительно продвинулись в изучении пластической анатомии, но эти их достижения на протяжении нескольких десятилетий оставались достижениями для внутреннего пользования. А фламандцам подражали (не говоря уже о Германии) в Португалии, Испании, Франции и даже в тех регионах Италии, которые сильно удалены от тосканского центра.
Вот картина Колантонио (ок. 1420 - после. 1460), который, вероятно, был учителем Антонелло да Мессины:

La_Crucifixión,_Anónimo_valenciano ок. 1450-60.jpg
Распятие, ок. 1450-1460.
Это скорее нидерландская, нежели итальянская живопись. С фламандской живописью Колантонио познакомился через посредство авиньонской школы, в частности, скорее всего, через Бартелеми д'Эйка, художника еще более загадочного, чем сам Колантонио. И еще, он, вероятно, был первым итальянским художником, который начал работать маслом.

В ранних работах Антонелло да Мессины (ок. 1430-1479) также явно ощущается влияние фламандское живописи, хотя и опосредованное.

Antonello_da_Messina_0061460-65.jpg
Явление трех ангелов Аврааму, ок. 1460-1465. Впрочем, принадлежность этой картины кисти Антонелло сомнительна.

Antonello_da_Messina_0261455.jpg
Распятие, ок. 1455. Земля на переднем плане - чисто ван-эйковская, а пейзаж - кампеновский.

Antonello_da_messina,_madonna_saltingок. 1460-69.jpg
Мадонна с Младенцем, ок. 1460-1469. Одежда Мадонны написана по-фламандски, а в голове и руках северное влияние не столь явно.

Новое часто рождается на стыке двух традиций и Антонелло да Мессина был поистине великим новатором. Фламандскую живописность он соединил с крепким итальянским рисунком и стал одним из тех мастеров, из чьего творчества развилось впоследствии искусство высокого Возрождения. В его картинах много деталей, очень тщательно (я бы даже сказал, натуралистично) выписанных, но от них не рябит в глазах, как от деталей на работах, скажем, Карло Кривелли. У него нет той жесткости, того напряжения, которыми отличается манера многих великих кватрочентистов, от Пьеро делла Франчески до Луки Синьорелли, вместо них - мягкость, спокойствие и гармония, даже в трагических сценах, вроде Св. Себастьяна.

800px-Antonello_da_Messina_-_Portrait_of_a_Young_Man_-_Google_Art_Project.jpg
Портрет молодого человека, ок. 1478

Antonello_da_Messina_059.jpg
Даже знаменитый "Кондотьер" не выглядит слишком жестким, когда его рассматриваешь в хорошей репродукции.

Antonello_da_Messina_-_Madonna_and_Child_-_WGA007501473.jpg
Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха, ок. 1473

Christ Crucified
Распятие, 1475

Antonello_da_Messina_-_Calvaria_(Anvers).jpg
Распятие, ок. 1475.
По-прежнему "ван-эйковская" земля. На заднем плане изображена мессинская бухта.

800px-Antonello_da_Messina_038.jpg
Христос, поддерживаемый ангелами, 1470-е

Cristo_muerto,_sostenido_por_un_ángel_(Antonello_da_Messina).jpg
Христос, поддерживаемый ангелом, ок. 1475-1476. Вид у Христа вполне простонародный, сойдет за какого-нибудь рязанского мужичка)

Saint Jerome in his Study
Св. Иероним в келье, ок. 1475.
Эту маленькую картину (А3 примерно) надо рассматривать в очень хорошем разрешении. Поистине, ювелирная работа.

Antonello_da_Messina_-_St__Sebastian_-_Google_Art_Projectок. 1478.jpg
Себастьяна (ок. 1478 г.) все знают. Полезно его сравнить с "Себастьяном" Мантеньи, правда, созданным значительно раньше.

Это идиллическое спокойствие и мягкость, ставшие столь характерной чертой живописи высокого ренессанса отличают творчество не только Антонелло, но и ряда других его современников, в частности, Джованни Беллини и Перуджино. О них тоже собираюсь написать.

Tags: 15 век, Италия, диалог культур, живопись, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments