tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Об "эмансипации" искусств

Беру слово "эмансипация" в кавычки, хотя, скажем, А.А. Сидоров употребляля его без кавычек, когда говорил об эмансипации графики. (См. книгу "Русская графика начала XX века", 1969 г.).
Каждое из искусств проходит момент "эмансипации", т.е. освобождения и получения "прав гражданства". Отброшу пока античность и Дальний Восток, сконцентрируюсь на Европе, начиная со средневековья. В средние века и живопись и скульптура были, по сути, искусствами прикладными:
- либо в самом прямом смысле - они служили лишь для украшения неких бытовых предметов (а миниатюры - книг);
- либо они составляли единое целое с архитектурой, прежде всего, культовой;
- наконец, иконы, переносные алтари и статуи святых также имели, в первую очередь, культовый характер.
"Эмансипация" происходит в эпоху Возрождения, когда культовое значение уходит на второй план и появляются станковые картины и скульптуры, мобильные, не связанные с определенным местом и не являющиеся частью некого ансамбля. В живописи это происходит чуть раньше - в 15 веке, в скульптуре - несколько позднее, в основном уже в 16-м, хотя уже бронзового "Давида" Донателло можно считать провозвестником грядущей "эмансипации".
Как только живопись становится "самостоятельной" в ней начинается формирование отдельных жанров (в примерном хронологическом порядке): портрета, пейзажа, натюрморта, бытового жанра и т.д. Затем процесс специализации идет еще дальше, об этом я уже некогда писал. Разумеется, все вышесказанное не означает, что разрыв с культом, с архитектурой и ДПИ был окончательным. Очень часто и живопись и скульптура по прежнему оставались лишь частью ансамбля и синтез трех искусств (скульптуры, живописи и архитектуры) достигает одной из наивысших точек в своем развитии в эпоху рококо. Процесс "эмансипации" затянулся на несколько веков и завершился, в основном, только в эпоху романтизма, когда художник из ремесленника окончательно превратился в Артиста. Замечу, что это превращение - процесс отнюдь не безусловно положительный, ибо хороший ремесленник в двадцать раз нужнее всякого артиста, а первых как раз и не много.
С графикой дело обстояло иначе. Если процесс "эмансипации" живописи и скульптуры начался бурно, но долго не мог завершиться, то процесс "эмансипации" графики, напротив, долго не мог начаться. Графика очень долгое время рассматривалась как своего рода "недоживопись": рисунки, в основном, были лишь подготовительным материалом для картин в той, или иной степени; а печатная графика служила, по большей части, в качестве иллюстраций. Замечу, что отсутствие цвета в графике происходит не от того, что не хотели по-другому, а от того, что создание цветных иллюстраций было слушком затратным процессом. Даже гравюры зачастую раскрашивались от руки (от видов городов в атласе Брауна-Хогенбега до самых примитивных лубков), а как только появилась, например, цветная литография. ее стали активно использовать. Конечно, формирование собственного выразительного языка графики шло постепенно, но не исключаю, что если бы возможность делать тиражируемую графику цветной без особых затрат появилась бы раньше, ею не преминули бы воспользоваться даже такие мастера как Калло и Пиранези, не говоря уж о Хогарте. А вот за Гойю, или Доре уже не скажу. Еще один фактор, который сдерживал развитие графики - зависимость от мастерства гравера. И снова мы видим, как выдающиеся графики, от Калло до Доре гравируют сами.
Как только появляется возможность воспроизводить рисунок с минимальными искажениями (при помощи фотоцинкографии, в первую очередь), графика, рассчитанная на массовое воспроизведение, становится по-настоящему самостоятельным искусством. Бёрдсли был одним из первых "графиков нового типа", его иллюстрации уже совершенно оторваны от текста, в отличие от того же Доре, который дает волю своему богатому воображению, но все же не порывает с текстом окончательно.
Но сейчас я вынужден отвлечься, ибо дела не ждут. Возможно, продолжу.


Tags: графика, живопись, искусство, скульптура, техника, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments