tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Примитивисты" - 5. "Русские итальянцы" и не только

Читаю сейчас книгу Е. Яйленко "Миф Италии в русском искусстве первой половины XIX века". Здесь - некоторые моменты по поводу зарождения интереса к "примитивам" в русском искусстве.

На первых русских пенсионеров, работавших в Италии на рубеже 18-19 вв. оказали сильное воздействие (среди прочих) работы двух мастеров - Винченцо Камуччини и Гаспаре Ланди. Оба они сейчас не слишком известны, но тогда оценивались очень высоко. Обоих можно назвать "ультраклассиками", этот термин применялся к Давиду и его школе, хотя талант и мастерство Давида значительно выше.

Vincenzo_Camuccini_&_Tommaso_Piroli_-_The_Death_of_Priam,_1794-95.jpg
Винченцо Камуччини и Томмазо Пироли. Смерть Приама, 1794-1795. Раскрашенная гравюра

Своего рода квинтэссенция неоклассицизма. Камуччини славился как прекрасный рисовальщик. В более поздних работах заметно стремление подражать высокому ренессансу и даже маньеризму, но полезно сравнить их с настоящим ренессансом и маньеризмом.
Гаспаре Ланди более лиричен, хотя, на мой взгляд, слабее Камуччини.

big_1MB9043.jpg
Гаспаре Ланди. Явление Христа Марии Магдалине.

Я уже писал неоднократно, что первыми "примитивистами" можно считать представителей неоклассицизма, для которых живопись высокого Возрождения стала единственным идеалом, все же, что было после 1520 г. (смерти Рафаэля) отвергалась. Впрочем, постепенно поздний Рафаэль, а также Андреа дель Сарто, Корреджо стали казаться слишком сложными, а затем и ранний Рафаэль перестал удовлетворять. В некоторых работах Ланди можно увидеть стремление, еще не очень явное подражать художникам дорафаэлевской эпохи, Перуджино, в частности.

Ж.-О.-Д. Энгр в своих сюжетных композициях оставался "ультраклассиком" на протяжении большей части своей жизни. В молодости он был близок к "Бородачам" и его обвиняли в том, что он "стремится приблизится к эпохе зарождения живописи". Позднее Энгр во многом разделял взгляды назарейцев. Русский критик писал в 1835 г.:
Энгр, "подобно многим германским профессорам, предпочитает сухое педантство тонкостям искусства, который возвращается не только к Рафаэлю, но и к Перуджино (выделено мной - tito0107), - который знать не хочет Тициана, Павла Веронезе, Рембрандта, и особенно "подлого манера" Рубенса" (Библиотека для чтения, 1835 Т. 8, № 2)

Как видим, увлекаться искусством Перуджино было еще не комильфо.

paolo_francesca_hi.jpg
Жан Огюст Доминик Энгр. Паоло и Франческа. 1819. Существует несколько работ Энгра на этот сюжет, я отобрал самый "примитивистский", на мой взгляд, вариант.

Влияние назарейцев в первой трети 19 века было очень велико, не миновало оно и русских художников. Конечно, самый известный случай здесь - Александр Иванов, но можно это влияние заметить и у других художников, в частности Кипренского, которого критики обвиняли в том, что он в работах 1820-х гг. "вводит манеру старой немецкой школы XV в."

Влияние назарейцев ощущается в ряде портретов Кипренского.

Kiprenskiy-Orest-Adamovich-Portret-knyazya-A-M-Golitsyina-650x894.jpg
О.А. Кипренский. Портрет князя А.М. Голицина, 1819
Тут Кипренский подражает знаменитому автопортрету Дюрера 1497 г.

авдулина 1822.jpg
О.А. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной, 1821 г.

А руки Авдулиной - явный намек на руки Моны Лизы.

Кипренский_Мужской_портрет_(Ужгород).jpg
Мужской портрет (Д.Н. Философов?), 1826

Постепенно отношение к примитивам начинает меняться, во многом, под влиянием А. Иванова. Ф. Чижов писал в 1846 г. о том, что молодым художникам полезно писать копии с картин Перуджино именно по причине "незрелости" этого мастера. О "примитивизме" Иванова, надеюсь, еще напишу.

"Примитивисты" - 1: "Les Barbus"

"Примитивисты"-2: "The Ancients"

О рождении "примитивизма" и низвержении Рафаэля


Tags: 19 век, Италия, Россия, Франция, живопись, неоклассицизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments