tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Санти-Куаттро-Коронати, Рим

Оригинал взят у uchitelj в Санти-Куаттро-Коронати, Рим
Оригинал взят у mrs_mcwinkie в За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
Из Сан Аньезе фуоре ле Мура мы направились быстрым шагом в Санти-Куаттро-Коронати. Очень хотелось посмотреть фрески в капелле Сан Сильвестро, а открыта она по своему очень специфическому расписанию. Забегая вперед, скажу, что в тамошний клуатр мы опять не смогли попасть - на дверке болталась надпись, что сегодня он закрыт. Вот так вот. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, затворницы-августинки устанавливают свои правила. Но вернемся чуть-чуть назад. Мы доехали на метро до Колизея и оттуда двинулись в сторону Латерана. После питерской погоды я в одной футболке сняв куртку и флиску нежилась на солнышке и наслаждалась жизнью. Как отличить настоящего римлянина от туриста? Очень просто - турист при +23 (в тени) бегает в футболке и шортах, а римляне деловито ходят в кожаных куртках и шарфах. Контраст был разительный, даже я, мерзляк, была очевидным туристом, даже если не смотреть на фотоаппарат в руках. Штирлиц провалился. Если в прошлом январском Риме нас поражали одуванчики и зреющие апельсины (удивительно, но апельсины там опять созрели) то сейчас я глаз не могла отвести от маков.






Шли мимо церкви Сан Клименте - нельзя было не зайти хоть на 5 минут. Те, кто пропустил мои прошлые посты об этой "машине времени" , где можно спускаясь все ниже и ниже, путешествовать в веках, осматривая по дороге фрески и разные чудесности, а в конце концов оказаться на римской улице I  века н.э., зайти  в дом, посмотреть алтарь Митры и услышать - увидеть ручей, который течет там с незапамятных времен - могут сходить по ссылке. А мы были на бегу, так что заглянули только на бесплатный верхний этаж. Мозаика XIIв. . В центре - огромный крест, а на нем голуби - души праведников. Весь рай представлен как виноградная лоза. "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне." (Иоанн, 15:1).  Олени пьют из источника  - "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!"  (Пс. 41:2). А, кстати, сверху видны разноцветные облака ;).


Святой Петр (со свитком) и Святой Климент (с якорем) мирно беседуют друг с другом. Над ними крылатый телец евангелиста Луки.


Капелла святой Екатерины Александрийской опять была закрыта решеткой (она когда-нибудь открывается?). Висела табличка, запрещающая фотографировать, но мы все же чуточку нарушили правила. Фрески Мазолино 1425-1431 гг.
Победа святой Екатерины в споре с философами: как она изящно загибает пальцы, аргументирует. Император Максимин впечатлен. Чудо с колесами, которые были выстроены для её устрашения; они были разрушены ангелом. После же этого святой все равно отрубили голову. Напоминаю, что подробнее можно посмотреть в моем старом посте.


Во внутреннем дворике стоят оригинальные скамеечки из бревен. fortezia, помнишь, мы с тобой обсуждали какие были скамьи в древнем Риме и возможно ли, чтобы они были рассохшимися ;). Вот тебе специально, они, конечно, не античные, но может быть традиционные, а? :) В любом случае они мне очень нравятся - и сидеть на них удобно и приятно.




Наши пять минут истекли - и мы пошли дальше. Интересно, многие ли знают, что в центре Рима, между Колизеем и Латераном стоит самая всамделишная средневековая крепость-замок. Твердыня времен Каролингов. Точнее Каролингского возрождения VIII — середины IX вв. Мощные бастионы, окошки-бойницы, несколько внутренних дворов - один взяли, защита отошла дальше. Знают ли об этом месте все бесконечные любители Бернини, Испанской лестницы и фонтана Треви ? ;).
Бесконечный город, огромный, вечный.... не познать. Но я отвлеклась. На табличке рядом с входом написаны века постройки-перестройки: IV, V, VII, IX, XI, XII, XIII, XVI, XVII, XX. В википедии прекрасная статья о всем комплексе, написанная уважаемым sibeaster, за что ему большое спасибо. В прошлый раз мы здесь уже были, но не попали в клуатр (ох, он неуловим, мы опять туда не попали) и в капеллу Сильвестра.
Из википедии взяла для вас красивую картинку 1880 г.


Санти-Куаттро-Коронати в переводе - четыре увенчанных мученика. стоп уже началась путаница Есть три варианта, кто были эти мученики
"- пятеро (не опечатка) сирмийских мучеников-скульпторов, отказавшиеся изготовить статую Асклепия и утопленные в свинцовых ящиках в Саве,
- четверо римских соддат, отказавшиеся принести жертву Асклепию и забитые насмерть бичами со свинцовыми наконечниками,
- четверо мучеников, почитавшихся в катакомбах Альбано; житие неизвестно." (из вики)
Известно, что в середине IX веке папа Лев IV перенес останки всех этих мучеников и поместил их в базилику комплекса. Отличное решение :).
С улицы все это выглядит так. Башня кардинальского дворца. Большинство строений, которые вы видите - это IX век.




Впечатляет?


Вход через башню Каролингов. Фотографию взяла из своего предыдущего отчета.


Комплекс принадлежит двум монашеским орденам - августинкам (монахини-затворницы) и маленьким сестрам Агнца. Не надейтесь здесь побегать-полазить - для осмотра открыта очень малая часть. Заправляют всем как раз августинки. Путь в капеллу Сан Сильвестро непрост и извилист. Проходим первый монастырский двор, затем второй. Вход в базилику прямо - но нам НЕ туда. Идем направо к неприметной двери, где написано ... не помню точно, кажется там написано "августинки"... но неважно она одна там. Смело открываем дверь и оказываемся в небольшом зале. Капелла справа за запертой дверью, но нас сейчас туда не пустят. Идем в левый дальний угол, звоним в звонок.... (я с трудом преодолела робость). Открывается маленькое зарешеченное окошечко, туда говорим: "Сан Сильвестро", отдаем 1 евро и - вуаля, точнее щёлк-щёлк  -замок открылся и вы можете войти в капеллу. Я видела иностранцев, которые толпились в этом холле и не знали, что им делать дальше, некоторые разочарованные уходили во двор. Не следуйте их примеру, друзья мои.

Как бы общий вид, хотя далеко не общий ;), половинка.


Несколько слов о том, что это и когда ;). Фрески написаны безвестным мастером в XIII веке, видела мнение что это сиенская школа. Основной цикл посвящен Константинову дару, то есть легенде о том, как папа Сильвестр I (не путать с Сильвестром II, тоже папой - Гербертом Аврилакским, помните у Булгакова Воланд изучает его труды) получил от императора Константина Великого в вечное владение всю западную часть империи. В XV веке было доказано, что это фальшивка и ничего подобного не было. Но у нас на дворе XIII век, "разгар борьбы Иннокентия IV с римским императором Фридрихом II Гогенштауфеном. К этому моменту Фридриха уже несколько раз отлучили от Церкви (последний раз - торжественно на Лионском соборе 1245 года; все участники собора одновременно бросили на пол и затушили зажженные свечи - очень эффектное действо), но непонятливый император по-прежнему не желал покориться папе. Так что фрески Сан-Сильвестро - это агитка на мокрой штукатурке, убеждающая колеблющихся в правоте папы." (ссылка). От себя же добавлю, что день памяти папы Сильвестра I в европейских странах приходится на 31 декабря и празднование Нового года часто называется просто Сильвестром (неоднократно слышала это выражение в Германии). При этом вспоминают геройскую победу папы над Левиафаном, но в этом цикле она не иллюстрируется.

Итак, император Константин заболел проказой и получил от жрецов указание, что для излечения он должен принять ванну из крови младенцев. Римские матроны - в ужасе, да и сам Константин не рад.


Чей-то папа особенно выразителен.  И внешность у него почти славянская.


Расстроенный такими перспективами Константин ложится спать, и во сне к нему приходят два мужа, которые советуют ему отправиться к Сильвестру за исцелением.


Посланники отправляются к папе. Меня заинтересовал жест первого всадника. По античному толкованию он обозначает  "жест более настоятельный, чем предшествующий, в начале речей и при повествованиях не идущий" (Квинтилиан), т.е. следует понимать, что он очень активно собирается говорить. ;)


Сильвестр принимает посланников на горе Соракте. Иконография близка к  поклонению волхвов, ведь так?. Неожиданно и странно


Сильвестр прибывает к Константину и показывает ему образы апостолов Петра и Павла. Константин узнает в них мужей из своего сновидения.


Папа Сильвестр крестит Константина

Общий вид продолжения повествовательного ряда


Кульминация: исцеленный Константин вручает Сильвестру белого коня, тиару-фригий, священный зонтик и пол царства в придачу Насчет зонтика я не шучу  - вот любопытная статья о нем. Зонтик, а также корона (посмотрите в руках у придворного), белый конь - знаки могущества императора, которые он и вручает папе вместе с дворцом, Римом да и всем западным миром, что уж мелочиться. А сам оставил себе для жизни Восточную часть, подальше от надзора




Папа Сильвестр едет в тиаре, под зонтиком на белом коне, а Константин на этот раз уже в венце ведет этого коня под узцы. Пишут что они въезжают в Рим. Придворный несет огромный меч Константина. Может быть это тот меч, куда по одной из легенд Константин вковал гвоздь с Креста Господня. Другой он вковал в свой шлем (корону?), еще один в узду лошади. Я думаю, что не случайно мы видим здесь все эти предметы. А меч несут не за рукоятку, а за острие, и он становится похожим на крест.


Мне кажется интересное композиционное решение.


Эти фрески из другого цикла.


Здесь изображен диспут папы Сильвестра и иудеев под предводительством раввина Замврия. Подробно почитать можно в житие. А я про быка. Когда бОльшая часть доводов была исчерпана, раввин попросил привести ему здорового и сильного быка. Шепнув ему на ухо имя Б-га, он его таким образом умертвил. "Ибо смертное существо не может стерпеть имени Божьего и не может остаться в живых тот, кто услышит сие имя. И наши отцы, когда быки были приводимы для жертвоприношения, говорили то имя в уши быковы и те тотчас же падали с громким ревом и издыхали, будучи, таким образом, готовыми для жертвоприношения." Всё так и произошло, бык пал от единого слова. Сильвестр помолился Христу а потом сказал обращаясь к мертвому быку " — Если проповедуемый мною Иисус Христос, рожденный от Девы Марии, есть истинный Бог, то поднимись и стань на ногах своих и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток!" Как вы понимаете, бык ожил, встал и был с тех пор кроток. Все присутствующие стали христианами, в том числе и  Елена (мать Константина, ну вы помните) - она в короне на заднем плане в группе "замвриевых"


Воздвижение Креста Господня. Опять мы видим Елену, внизу оживший мертвец (на него возложили Крест).


Второе пришествие Христово.


Между Христом и Богородицей орудия Страстей: гвозди и губка с уксусом. Терновый венец с другой стороны. Ангел сворачивает небо, как свиток. Солнце, луна, звезды все заворачивается в трубочку.






Мы вышли на улицу, и пошли обратно в сторону Капитолия. Еще фотографии Санти-Куаттро-Коронати снаружи.





Продолжение будет
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура

Tags: livejournal, Италия, Рим, архитектура, средневековье, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments