tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Немного персидской и могольской миниатюры

В этом журнале я уделяю много внимания европейскому искусству и, к сожалению, совсем немного искусству других стран. Сегодня речь пойдет о персидской и могольской миниатюре (вторую можно считать, с некоторыми оговорками, ветвью первой, так что для краткости буду говорить о персидской миниатюре).
Стадиально (опять же, с оговорками) персидская миниатюра 16-17 вв. соответствует западноевропейской живописи эпохи проторенессанса и интернациональной готики: художники тщательно изучают натуру, появляется портрет (чаще профильный), уделяется внимание сложным пространственным построениям. Во многом эти достижения появляются независимо от европейского искусства, однако, с конца 16 века его влияние также проникает в персидскую миниатюру. Если бы персидская и могольская миниатюра была полностью изолирована от внешних воздействий, развилось бы из нее искусство, подобное европейскому реализму? Думаю - да, но эволюция был бы иной, нежели эволюция европейской живописи. Скажем, монументальная фигуративная живопись в Персии и Индии того времени была развита слабо, а становление перспективы тесно связано именно с настенными росписями. Другой фактор: почти полное отсутствие в регионе книгопечатания и гравюры, которые могли бы способствовать более широкому распространению достижений в области живописи.
Возможно, в ближайшее время я напишу несколько постов, посвященных отдельным аспектам персидской миниатюры, в частности пространственным построениям и перспективе, а также взаимодействию с европейским искусством, а эту запись можно считать вводной.

Картинки для затравки:

800px-Abd_al_Samad__Prince_Akbar_and_Noblemen_Hawking,_ca__1555–58_Catherine_and_Ralph_Benkaim_Collection.jpg
Абд ас-Самад. Принц Акбар и придворные на соколиной охоте, ок. 1555-1558

800px-Abd_al_Samad_Akbar_and_a_Dervish_ca__1580–90_Aga_Khan_Museum_Collection.jpg
Абд ас-Самад. Акбар и дервиш, ок. 1580-1590

1280px-Abd_al_Samad__Two_Fighting_Camels_ca__1590__Private_Collection.jpg
Абд ас-Самад. Борьба двух верблюдов, ок. 1590

800px-Soultan_Muhammad_1525.jpg
Султан Мухаммед. Двор Каюмарса, ок. 1525-1535

AbulFazlPresentingAkbarnama.jpg
Абу Фазл вручает "Акбарнаме" Акбару

FOLIO_FROM_THE_SHAHNAMEH_OF_SHAH_TAHMASP,_ATTRIBUTED_TO_AQA_MIRAK,_CIRCA_1525-35,_Sotheby,s.jpg
Ага Мирек (?). Миниатюра "Шахнаме", ок. 1525-1535

Kemancha-pers.jpg
Мир Сеид Али. Музыкальный меджлис, фрагмент

Mir_Sayyid_Ali_(attr),Tethered_Camel_and_Rider_ca__1535,_Fogg_Art_Museum,_Cambridge.jpg
Мир Сеид Али (?). Погонщик с верблюдом, ок. 1535. Рисунок

Mir_Sayyid_Ali_Ilia_prorok1570.jpg
Мир Сеид Али. Пророк Илия спасает тонущего, ок. 1570

Mir_Seyid_Ali_Mussavir 1565-70.jpg
Мир Сеид Али. Портрет художника Мир Мусаввира, ок. 1565-1570

800px-Bullocks_dragging_siege-guns_up_hill_during_the_attack_on_Ranthambhor_Fortок. 1590.jpg
Осада крепости Ратхамбор, Акбарнаме, ок. 1590

The_ascension_of_Jesus_in_the_guise_of_a_priest,_Dastan-i_Masih,_1602-05__San_Diego_Museum_of_Art.jpg
Вознесение Христа в образе католического священника, 1602-1605.
Далеко не такой шедевр, как предыдущие, но зато взаимодействие с европейской культурой. И люди в широких штанах похожи на европейцев, как их изображали японские художники.






См. также:
Европейские мотивы в могольской миниатюре

Tags: 16 век, 17 век, Индия, Иран, диалог культур, ислам, миниатюра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments