tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Выставки в Пушкинском

Вот и посетил я выставки в Пушкинском, наконец, о чем нисколько не жалею, ибо стоили они и одной бессонной ночи и затраченных на дорогу денег. Но обо всем по порядку.
Для того, чтобы попасть в музей пришлось выстоять полчаса в очереди на двадцатиградусном морозе (я приехал к открытию). Хороший способ проверить, насколько искренне ты любишь искусство. Стоявшая за мной немолодая пара уже собралась разворачиваться, но тут нас всех впустили. То есть, не всех пускали группами, а затем – по мере освобождения мест в гардеробе, так что я правильно сделал, что рано пришел.
О выставке Караваджо многие отзывались нелестно, и, надо сказать, справедливо. Возможно, авторы экспозиции взяли за образец выставку «Караваджо и караваджисты», проходившую в Уффици осенью 2010 г. Там тоже были красные (?) панели и полумрак. Но там не приходилось по нескольку минут выискивать подходящую точку для обзора картины, ибо со всех остальных точек полотно бликовало. (Кстати, написал про красные панели со знаком вопроса, потому что не помню точно. Запоминаться должны произведения искусства, а не цвет панелей). К тому же, в залах, где висел Караваджо было довольно сложно просто протисунться сквозь толпу.
Что произвело наиболее сильное впечатление:


"Ужин в Эммаусе"


«Положение во гроб»


«Поклонение пастухов».


Иоанн Креститель выглядел бледно, именно потому, что освещен был слишком ярко. Есть в этом какое-то потакание вкусам толпы, толпа любит, чтобы было ярко. Мне довелось видеть его на «родном месте», там, при естественном освещении он выглядит незабываемо. Считаю, что это лучшая картина в Капитолийских музеях, а уж там есть на что посмотреть. И надо же так испохабить!
Когда переходишь в соседний зал, где вывешены современники и ближайшие преемники Караваджо, т.е. итальянцы 17 века, понимаешь, насколько неудачна раскрученная выставка. В Италии, в музеях, где мне довелось побывать все эти гверчины и доменикины на фоне Караваджо кажутся какими-то искусственными, а в Пушкинском – не кажутся. Очень порадовал Бернардо Строцци со своей старухой перед зеркалом:


Вообще, лишний раз убедился, что и по окончании Ренессанса итальянцы не сдавали позиции. С ними могут конкурировать разве что испанцы, ранний Мурильо, в частности (это в ГМИИ). Голландцы, возможно понимали это и нашли свою «экологическую нишу».
На фоне Караваджо Блейк порадовал. Настолько, что писать ничего не буду, дождусь, пока впечатления сгладятся. Тут, конечно, тоже не все гладко. Например, произведения Блейка развешаны как-то хаотично, а выбор «последователей» выглядит произвольным. Понимаю, конечно, что вывесили то, что удалось «выцепить», и лучше все увидеть так, чем не увидеть вообще. К тому же, впечатления от выставки наложились на «Рукопись найденную в Сарагосе» Потоцкого, которую читал ночью в поезде.


После Блейка пошел созерцать слепки, а после созерцания слепков вернулся к Караваджо, и тут он мне показался лучше, чем при первом посещении. М.б. потому, что народу было поменьше, а может, прочувствовал «скульптурность» его фигур.
Потом, для закрепления еще раз посмотрел «Блейка и визионеров». Хотел идти на графику Пикассо и Дали, но настолько пресытился впечатлениями, что отказался от этой идеи. К тому же времени немного было.
В Пушкинском я не был лет пять или шесть, а поскольку каждое посещения музея приносит новые открытия, то и в этот раз не обошлось без них. Но об этом позже.
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, Британия, Италия, живопись, зрительное восприятие, искусство, личное, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments