tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О реализме в могольской миниатюре

Могольская миниатюра кон. 16-первой пол. 17 вв. - одно из наивысших достижений мировой живописи, ИМХО, из западноевропейских миниатюристов с художниками, работавшими при дворе Великих Моголов, разве что братья Лимбурги могут сравниться. И вопреки расхожему представлению об исламском искусстве, как о чем то застывшем и схематичном, могольские миниатюристы этого времени создавали потрясающие образцы реалистической живописи. Влияние западноевропейского искусства на миниатюру было очень значительным, но этому вопросу я посвящу отдельный пост. Если выделить аспект "реалистичности", "жизнеподобия", то тут я сказал бы (насколько я вообще могу судить об этом), что он в большей части определяется влиянием европейской живописи и в меньшей - местными традициями (в т.ч. традициями иранской миниатюры). Но влияние последних не следует недооценивать.

Вот иранские миниатюры середины 16 в.:

kmar027.jpg
Сикандар пришел к умирающему Даре

Сикандар встречает Исрафила 1544-45.jpg
Сикандар встречает Исрафила.
Обе миниатюры иллюстрируют манускрипт "Шахнаме" Фирдоуси, созданный в Иране в 1544-1545 гг.
Обратите внимание, как передано состояние вечернего и ночного неба, как изображены деревья. И это - наряду с условными горками и условным же построение пространства.

Анвар и-Сухайли Обезьяны, ок. 1570.jpg
Играющие обезьяны. Анвар и-Сухайли, ок. 1570, Иран.
Здесь уже все живо и реалистично, кроме условных горок.

Дальше - собственно могольская миниатюра.

800px-2_Basawan__Assad_Ibn_Kariba_Launches_a_Night_Attack_on_the_Camp_of_Malik_Iraj,_Folio_from_a_Hamzanama_1564-69_Metropolitan_Museum_N-Y.jpg
Басаван (раб. 1556-1600), иллюстрация к Хамзанаме, ок. 1564-1569.
Здесь, помимо прочего, уже можно заметить попытку построения перспективы - дальние объекты (люди, деревья), меньше, чем ближние.
Явное влияние европейского искусства заметно в могольской миниатюре с 1580-х годов. Например, здесь:

800px-Basawan__Tamarusa_and_Shapur_at_the_Island_Nigar__An_illustration_from_the_Darabnama,_ca_1585-1590,_British_Library,_London.jpg
Басаван. Иллюстрация к Дарабнаме, ок. 1585-1590
Изображение архитектуры, светотеневая моделировка, попытка изображать фигуры в сложных ракурсах, некоторые другие детали выдают знакомство автора с западноевроейской гравюрой. Выглядит эта миниатюра более эклектиной, чем предыдущая.
Еще один рисунок Басавана:

Басаван. Джайнский аскет, идущий по берегу реки, ок. 1600.jpg
Басаван. Аскет, идущий по берегу реки, ок. 1600.
Здесь уже западноевропейские и иранские традиции органично сливаются в единое целое.

В конце 16-начале 17 в. реализм проявлялся в изображении животных и растений:

1280px-Mansur__A_Chameleon__1612,_Royal_Collection,_Windsor_Castle.jpg
Мансур. Хамелеон, 1612

Mansur_Birdок. 1610.jpg
Мансур. Гриф, 1610

800px-DodoMansurок. 1610.jpg
Мансур. Дронт среди других птиц, 1610
При Джахангире (1605-1628) требование тщательно изучать натуру и изображать ее реалистично приобретает программный характер.

800px-Indischer_Maler_von_1603_001.jpg
Неизвестный художник. Встреча поэта и отшельника. 1603
Здесь интересно построение пространства - изометрическая проекция, как в дальневосточном искусстве.

Говардхан. Шейх Хусейн Джами со слугой. 1620-25гг.jpg
Говардхан. Шейх Хусейн Джами со слугой, ок. 1620-1625. Условное пространство и живые фигуры.


Говардхан. Джахангир посещает мудреца-отшельника Джадрупа. ок. 1616-20.jpg
Говардхан. Джахангир посещает отшельника Джадрупа. ок. 1616-20
Здесь реалистичен не только пейзаж, но и лица людей на переднем плане вполне можно назвать портретами.

Бичитр. Писец. ок. 1625г,.jpg
Бичитр. Писец, ок. 1625

800px-Govardhan__A_Discourse_Between_Muslim_Sages_ca__1630_LACMA.jpg
Говардхан. Беседа исламских мудрецов, 1630

Говардхан. Астролог и монахи-отшельники. Лист из Позднего альбома Шах Джахана. ок. 1650.jpg
Говардхан. Астролог и монахи-отшельники, ок. 1650
Здесь вообще без комментариев.

Паяг. Насири Хан руководит осадой Кандагара. ок. 1633. Лист из Падишахнаме.jpg
Насири Хан руководит осадой Кандагара. ок. 1633. Лист из Падишахнаме.
Сравните с осадой города в изображении Басавана.

Padshahnama_deer_small1636.jpg
Иллюстрация к Падишахнаме, 1636

Dara Shikoh Hunting Nilgae ca. 1635 Payag.jpg
Паяг. Охота Дара Шукоха, ок. 1635

800px-Hashim_(attributed),_Aurangzeb_Hunts_Nilgais,_(detail)_ca__1660,_Chester_Beatty_Library,_Dublin.jpg
Хашим (?). Охота Аурангзеба, ок. 1660

К сожалению, во второй половине 17 века искусство могольской миниатюры входит в полосу застоя или упадка. Причина - "слишком узок круг этих людей (и художников и заказчиков, в данном случае), слишком далеки они от народа", если коротко. Некоторые миниатюры 18-го века несут воспоминание о былом величии, реализме и западном влиянии.

Мир Калан Хан. Ночная охота на антилоп. 1734-35гг.jpg
Мир Калан хан. Ночная охота на антилоп, ок. 1734-1735



Tags: 16 век, 17 век, Индия, диалог культур, миниатюра, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments