tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О вершинах мировой живописи. Субъективное

Недавно я обмолвился, что считаю могольскую миниатюру одной из вершин мировой живописи. А какие же другие? Сегодня постараюсь огласить весь список. Все очень субъективно и не факт, что через какое-то время список не изменится. Речь не об отдельных мастерах, а о школах и периодах. Некоторые из них весьма длительные и разбросанные в пространстве. Другие периоды занимают всего несколько десятилетий, и шедевры создавались в одном центре. Итак:

1. Палеолитическая наскальная живопись. Пещеры Шове и Альтамира - самые яркие примеры. Разные группы росписей могут быть разделены тысячелетиями, но стилистически они довольно близки, и поэтому помещаю их в одну категорию.

21_Bison.jpg
Бизон. Роспись пещеры Шове

Наскальная роспись Тассилин-Аджер, т.н. "Бычий период" вызывает у меня некоторое сомнение в силу недостаточно шедевральности, но все равно помещаю здесь, как локальный максимум.



Вызывает сомнения также египетская живопись. Безусловно, она очень интересна, но скорее с исторической точки зрения. Хотя шедевры там тоже имеются, например роспись гробницы Небамуна:

Tomb_of_Nebamun.jpg
Но и здесь великолепны животные, в первую очередь.

Микенский период также под сомнением

2. Греческая живопись эпохи классики.

Diver_Paestum_14.JPG
Фреска "Гробницы ныряльщика", Пестум, 5 в. до н.э.
В первую очередь, это вазопись, настенных росписей до нас дошло слишком мало. Впрочем, тут, думаю, возражений не будет

3. Византийская живопись

16755_p.jpg
Можно было бы разбить на отдельные периоды, но делать этого не стану, ибо все этапы развития византийского искусства связаны нитью эллинистического наследия. Речь, прежде всего о ранневизантийском времени (4-6 вв.), а также о "ренессансах": македонском, палеологовском и комниновском.

4. Классическая дальневосточная живопись (китайская, в первую очередь, а также японская и корейская

Ren_Renfa_horse.jpg
Жень Женьфа. Тощий и толстый конь
Не разбиваю на периоды по той же причине, что и византийскую: традиции из эпох Тан и Сун переходят в следующие века. Кстати, один из моих любимых китайских художников Джузеппе Кастильоне. Но речь именно о живописи в китайском стиле, гравюру, в частности укиё-э я сюда не отношу.

5. Интернациональная готика.

800px-Folio_51v_-_The_Meeting_of_the_Magi.jpg
Братья Лимбург. Встреча трех волхвов
Здесь наоборот, близкие в пространстве и времени произведения порой сильно отличаются стилистически, но лучшими из них можно любоваться вечно


6. Могольская миниатюра второй пол 16 - сер. 17 в.

800px-Basawan__Alexander_Visits_the_Sage_Plato_in_his_Mountain_Cave,_Folio_from_a_Khamsa_(Quintet)_of_Amir_Khusrau_Dihlavi__1597-98_Metropolitan_Museum_N-Y.jpg
Басаван. Встреча Александра Македонского и Платона

Дальше обойдусь без иллюстраций, отчасти потому, что материал и так всем известен, отчасти потому, что выбор сделать сложно.

7. Нидерландская живопись от Робера Кампена до Босха. Примыкает к интернациональной готике, но все же отличается от нее стилистически.

8. Итальянская живопись, условно от Перуджино до Бронзино и Россо. В Венеции - до конца 16 в., но только благодаря Тициану и Тинторетто. Даже Веронезе я бы сюда не отнес, за исключением ряда ранних маньеристических работ.

9. Караваджизм и "посткараваджизм", ко которому отнесу творчество крупнейших мастеров 17 столетия, от Рубенса до Вермеера. Чисто барочную и тем более, классицистскую живопись я бы сюда не отнес.

Ограничусь девятью пунктами, но если бы надо назвать десятый, назвал бы венецианскую живопись от Маньяско до Гварди. Гармонии в ней не хватает все-таки.

В 19-й и, тем более, в 20-й век лезть не хочу, хотя там много достойных мастеров, но вот о школе говорить сложно, даже в рамках одного направления.


Tags: живопись, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments