tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Население Москвы в 1638 году.

Оригинал взят у well_p в Население Москвы в 1638 году.
Этот пост, продолжение моих расследований о народонаселение древнего мира и в частности Москвы. Остальные расследования можно прочить вот по этой ссылке: Население древнего мира - маленькие маленькие поселки.
Сегодня мы поговорим конкретно о Москве 1638 года. И поможет нам в этом книга: Росписной список города Москвы 1638 года / Под ред. И.С. Беляева. - Москва : тип. Имп. Моск. ун-та, 1911. - XXXX, 313 с. : ил.; 31. - (Труды Московского отдела Императорского Русского военно-исторического общества;  Все фотографии открываются по клику в большом размере.
Начнем с грустного. Насколько я понимаю, список  города Москвы 1638 года это самый старый из сохранившихся до наших дней.Более того, других документов раньше 1626 года тоже почти не сохранилось.Еще одно маленькое подтверждение моего тезиса о том, что историю раньше 16 века  мы по существу не знаем.



Ладно, перейдем к описательной части.Сколько в том году было на Москве учреждений религиозного культа:



А вот в начале в 20 века их было уже значительно больше.


Москва это прежде всего столичный город, место жительства чиновников.Скажем так, на всю Россию их было тогда не густо.На 60 приказов всего то 556 сотрудников.По 9,2 человека на приказ.Собственно это еще одно небольшое подтверждение к мое давнему постулату о том, что государство у нас на Руси, по большому счету, сформировалось только при Петре Первом.Таким малым количеством сотрудников эффективно управлять и следить за всеми сторонами жизни провинции просто нереально.




А теперь посмотрим какими же профессия владели жители города Москвы в то время.

























Переписчики была тогда дотошные, поэтому мы с вами знаем точное количество нищих и так называемых "гулящих людей" в Москве 1638 года, причем, что интересно, большинство нищих жило на своих дворах:





И все эти люди были не плохо вооружены.Я, честного говоря, сам удивился такому количеству пищалей, которые тогда наверно были совсем не дешевыми :


Насчет рогатин.Вот уверен, большинство из вас, сейчас удивится, когда я покажу как на самом деле выглядела рогатина.Лично я, почему то, всю жизнь представлял ее совсем другой :



Еще из любопытного,как в старину давали фамилии людям:




Ну а теперь перейдем непосредственно к итоговым цифрам:




Как видите в 1638 году в Москве было 7672 двора и 10787 взрослых мужиков. Напомню,что в 1716 году дворов было  6343. В 1775 году - 8884 двора. А в 1812 году, прямо перед войной с Наполеоном, дворов  было уже 9158. Для сравнения. самый большой город остальной России,Ярославль имел 2296 дворов. Средний город -200 дворов. Казань -310 дворов.




Тут я прерву цитирование поста well_p. Объективности ради приведу данные из Брокгауза:

Первые вполне точные цифры о количестве московских дворов относятся к 1701 г.; в Москве оказалось тогда всего 16358 (обывательских) дворов: в Кремле — 43 двора (кроме дворцовых), в Китае — 272, в Белом городе — 2532, в Земляном городе — 7394, за Земляным — 6117. В круглых цифрах духовенству принадлежало 1375 дворов, дворянству разных наименований 4500, дворцовым служащим 500, дьячеству 1400, богатым купцам-гостям 324, посадским с лишком 6200, разных наименований ремесленникам и мастерам 460, военн. сословию 570, иноземцам 130, крепостным 670, городовым служителям 160, нищим 2. Довольно точные сведения не только о числе дворов, но и о числе квартир относятся к 1754—1765 гг., причем это число более или менее значительно изменялось даже помесячно. Так, в 1764 г. в январе состояло дворов 13184 и в них покоев (комнат или квартир?) 31231; в июле того же года числилось дворов 13181, покоев 31317, в августе дворов 12431, покоев 31379, в декабре дворов 12477, покоев 32255. Такое быстрое изменение цифр происходило больше всего по случаю пожаров, а частью и от разбора обветшавших строений и постройки новых. Основной характер старой московской жизни заключался в том, чтобы каждому двору жить независимым особняком, иметь все свое — и сад, и огород, и пруд, а следов. и баню. Уже после всяких реформ, в половине XVIII ст., в М. существовали еще 1491 баня на частных дворах, в том числе в самом Кремле — восемь, в Китае — 31. В 1770 г. перед моровою язвою обывательских дворов состояло 12538; в 1780 г. их числилось только 8884, а покоев — 35364. В 1784 г. число домов уменьшилось до 8426, а число покоев увеличилось до 50424.

Откуда такое расхождение? В 1701 г. по Брокгаузу - 16358 обывательских дворов, в 1716 г. - только 6343. Причем в 1716 г. считались дворы и за пределами Земляного города (во всех ли слободах - не проверял) и дворы, принадлежащие дворянам.
Tags: 17 век, 18 век, livejournal, Москва, города, демография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment