tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Перспектива у Дирка Боутса

Перспектива в нидерландской живописи начинает применяться несколько позднее, чем в итальянской, причем ее развитие шло иным путем, насколько могу судить. Итальянцы сначала открыли принцип единой точки схода, а затем научились строить масштаб глубины. В Нидерландах же уже Рогир ван дер Вейден, и вероятно, Ян Ван Эйк умели строить координатную сетку путем проведения диагонали горизонтальных квадратов (две стороны которых параллельны основанию картины), но вот открыть главную точку (в которой сходятся все ортогонали) они не могли довольно долго. Одним из первых, кто это сделал, был Дирк Боутс (Баутс, ок. 1415/1420 -1475)

1tripti1 - копия.jpg
Благовещение, ок. 1445. Отдельные точки схода для потолка, пола и окна, но квадраты на полу показаны безупречно


Христос в доме Симона, 1440-е или 1460-е
Снова отдельные точки схода для каждой из боковых стен, пол опрокидывается на зрителя, но размечен он идеально. Учитывая все это я склоняюсь к ранней датировке картины

боутс.png
Коронование Богоматери, ок. 1450. Здесь три точки схода, расположенных на одной оси

Bouts,_Dieric_-_The_Annunciation_-_Google_Art_Project1450-1455 - копия.jpg
Благовещение, ок. 1450-1455.
Две точки схода (для верхней и нижней части картины), расположенные довольно близко друг к другу.

800px-Dieric_Bouts_-_Saint_Luke_painting_the_Virgin - копия.jpg
Св. Лука, рисующий Богоматерь. Здесь несколько точек схода, расположенных в ограниченной области.

1224px-Dirk_Bouts_-_Justice_of_Emperor_Otto_III-_Beheading_of_the_Innocent_Count_and_Ordeal_by_Fire_-_Google_Art_Project - копия (2).jpg
Суд императора Оттона. Испытание огнем, ок. 1460.
Почти идеальная перспектива. "Почти" - потому, что углы квадратов на потолке не лежат на одной прямой (если это квадраты).

Dieric_Bouts_-_Altaarstuk_van_het_Heilig_Sacrament - копия.jpg
Тайная вечеря, 1464-1467. Первый пример безупречной, с точки зрения перспективы, картины в северном искусстве.

Безымянный.png
Анализ из книги Э.Панофского "Перспектива как символическая форма". Единственный недостаток - готические арки построены не совсем точно, хотя их оси расположены правильно.

Bouts_Annunciation - копия.jpg
Благовещение, 1470-е.
Здесь тоже к перспективе нет никаких претензий, за исключением незначительных деталей.

Полагаю, что Дирк Боут "открыл" перспективу самостоятельно, теоретические разработки итальянцев едва ли были ему известны.

Посты из серии "Рождение перспективы"


Tags: 15 век, Нидерланды, живопись, перспектива, пространственные построения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments