tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О населении Пермского края в конце 17- начале 18 в.



Карта северных и северо-восточных уездов.

Привожу итоги переписей 1678 и 1719 г., учитывающие все крестьянское население ( в душах мужского пола) по уездам, расположенным на территории Пермского края (по данным Водарского):

Чердынский
1678 – 10293
1719 - 14573
Соликамский
1678 – 23375
1719 - 48420
Кунгурский
1678 – 5037
1719 – 19058
Заметьте, Пермского, или Великопермского уезда нет вообще, хотя практически все мало-мальски крупные города были центрами уездов.
Как видим, крестьянское население уездов сильно выросло, причем, по большей части, скорее всего за счет миграции извне. Рост населения в Чердынском уезде был самым малым, но все равно ощутимым (почти в 1.5 раза). Это – сельское население. Что с городским?
Вот любопытная таблица, отражающая данные переписи 1671 г. (число тяглых дворов):

В Ярославле - 2 296
Вологде- 1 220
Нижнем- 1 274
Костроме- 1 079
Симбирске- 510
Казани- 310
Арзамасе- 555
Ельце- 264
Воронеже- 344
Орле- 60
Переяславле Рязанском- 165
Туле-312
Владимире-400
Галиче- 499
Твери- 487
Старой Русе- 342
Торжке- 624
Уфе- 33
Серпухове- 307
Белеве- 357
Калуге- 1 045
Кунгуре- 1 651
Курске- 599
Пензе- 41
Василе- 193
Балахне- 514
Угличе- 528
Устюге Великом- 10 450
На Вятке- 12 377
В Соли Камской- 7 053
Перми Великой- 3 292
Обратите внимание на одну странность: города Северо-Востока значительно превосходят по численности населения города Центра и Поволжья. Можно конечно, объяснять все интенсивной торговлей, но почему, к примеру, Вятка (вообще-то в то время называвшаяся Хлынов) в пять раз больше, чем Ярославль (второй по величине город, после Москвы). Ларчик открывается просто: приведена численность не только городов (посадского населения), но и подчиненной им административно сельской округи. Дело в том, что в центральных районах численность посадского населения почти никогда не достигает и 5% от численности крестьян. А вот, население Соликамска (7053 двора) оказывается практически равным мужскому крестьянскому населению Соликамского уезда (23375 д.м.п.). Возможно, здесь тот случай, когда городу административно подчинялся весь уезд, но утверждать не стану.
Что произошло дальше? well_p приводит численность населения пермских городов в 1719 г.(дворы):
Соль-Камская - 12003
Кунгур – 3202
Пермь Великая и Чердынь – 1421
Заметим, население Соликамска и Кунгура значительно выросло, а вот Перми Великой – уменьшилось. well_p объясняет это разорением города, учиненным петровскими войсками. Спорить не стану, тем более, что и крестьянское население уезда выросло незначительно по сравнению с соседними.
Численность же населения собственно Чердыни в 1678 г. составляла 725 человек м.п., о чем я писал ранее
Что касается крестьян Чердынского уезда, то следует отметить, что как раз на рубеже 17-18 вв. шло их интенсивное закрепощение. Так, в 1678 г. было всего 160 феодально зависимых крестьян (д.м.п.) и 10133 – черносошных. А в 1719 г. первых было уже 3526, а вторых – только 11047. Не исключено, что часть крестьян (и, возможно, весьма значительная) ушла в соседние уезды, боясь попасть в крепостную зависимость.
Вернемся к Перми Великой. Итак, в 1671 г. в ней (непонятно, с Чердынью, или без) было 3 292 двора, в 1719 в Перми и Чердыни был только 1421 двор. Куда делся еще 1871 двор? Вполне вероятно, что он исчез в результате социальных или природных катаклизмов. Но возможно и другое объяснение. Если согласится с официальной версией о том, что Пермь Великая – это округа Чердыни, административно подчиненная ей, то не исключено, что значительная часть крестьян просто были выведены из подчинения ей и возможно, стали крепостными.
Кстати, в том, что Пермь Великая – всего лишь название для подчиненной городу Чердыни Сельской округи, нет ничего необычного. Заметим, что в переписи 1671 г. говорится, что «на Вятке» (заметим, не «в -», а «на-») - 12 377 дворов. А город тогда назывался Хлынов, и уезд был Хлыновский. Так что вполне вероятно, что Вятка – это всего лишь «Большой Хлынов», точно также как Пермь – «Большая Чердынь»
Но с Пермью вообще что-то не так. Будем копать дальше.
Ссылка:
Я. Е. Водарский. Население России в конце XVII - начале XVIII века
Tags: 17 век, 18 век, Пермь, Россия, датировка, демография, историометрия, исторические мифы, история, карты, средневековье, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments