Category: мода

Статья о моде 1968 г.

Несколько месяцев назад в журнале "Декоративное искусство СССР" 5'68 прочитал интересную статью искусствоведа и историка моды М.Н. Мерцаловой (1912-2000) "Глупец тот, кто в моде видит только моду" (Социологические заметки). Статье предпослана редакционная ремарка "Публикуется в порядке обсуждения", очевидно, это можно считать аналогом современного "Мнение автора может не совпадать с мнением редакции".
Collapse )


Collapse )

И почему я не люблю модные слова?

Есть у меня такой бзик.



Когда-то не любил слова "толерантный" и "креативный" (еще много чего можно вспомнить). Теперь вот слово "ламповый", которое все принялись повторять, как попугаи. Надеюсь, попугаи не обидятся.

О неклассической красоте в историческом аспекте. Сумбурно

Написал бы подробно, но я совершенно выдохся и в ближайшие дни - никакого просвета. А тут написала zina_korzina, на нее и сошлюсь.


Еще во дни сурового отрочества, в первой половине 90-х я осознал, что многие современные красавицы показались бы в прошлом (тогда еще, т.е. 19-м) веке дурнушками.Collapse )

О брутальных мужчинах

Я, конечно, понимаю, что значения слов со временем меняются, и все же мне не нравится, когда слова употребляют неправильно.
Помню, семь лет назад, в Италии я услышал, как русская туристка говорила о водителе автобуса: "Ах, какой брутальный мужчина". Тот носил элегантный шарфик, был аккуратно подстрижен и причесан, но прилизанности в нем не было - денди, одним словом. В Италии таких много. Так вот, меня тогда употребление слова "брутальный" применительно к нему удивило. А еще лет за семь до этого мой друг по аспирантуре доказывал, что фамилия Хёйзинги звучит "в оригинале" гораздо более брутально. (Сам он, кстати, был и остался довольно брутальным, во всяком случае, на шкале брутальности он гораздо выше, чем я). Но в последнее время я часто слышу, как "брутальный" употребляется в качестве синонима слова "элегантный", во всяком случае, "мужественно-элегантный", в основном женщинами постбальзаковского возраста, в том числе и интеллигентными женщинами. Так вот, дорогие дамы: "брутальный" если и не чистый антоним "элегантного", то развернут по отношению к последнему градусов на 160-170. Остальное смотрите в словаре.

С наступающим днем мужчин!

О разном

Пожалуй, степень цивилизованности общества действительно можно определить по состоянию его туалетов (общественных). По моему субъективному мнению, в Турции с этим дело обстоит несколько хуже, чем в России. Впрочем, выборка слишком мала, чтобы делать глобальные выводы....
Если уж определять степень цивилизованности (или степень глобализованности) по одежде, то надо смотреть не на одежду мужчин, а на одежду женщин, они, обычно более консервативны. Скажем, на фотографиях первой половины 20 века многие мужчины, даже из простонародья в "общечеловеческих" пиджаках и кепках, а их подруги - в национальных костюмах. (Про турецких женщин планируется отдельный пост).....
Collapse )

История моды в карикатурах

Оригинал взят у vakin в История моды в карикатурах
Карикатуристы, высмеивающие модников, утрируют силуэты и выделяют детали, которые бросаются в глаза современникам, но не всегда заметны потомкам.  Итак, вот эволюция европейских фасонов с XVIII до начала XX века по самым характерным шаржам того времени


Английская карикатура. 1776 год
© The Trustees of the British Museum


Первый бум карикатур на щеголей приходится на период вокруг 1789 года. Дело в том, что если в раннее Новое время внешний облик все еще позволял определить происхождение, род занятий и имущественное положение человека, то к XVIII веку это становится сложнее. Начинают звучать жалобы на то, что больше невозможно отличить служанку от госпожи. Это, безусловно, преувеличение, но весьма показательное. «Существуют ли различия, если они не видны?» — ключевой вопрос, который подталкивал представителей элиты к поискам новых знаков изысканности, а мечтателей, грезивших о бесклассовом обществе, к созданию проектов единой униформы для всех граждан:

«От десяти до тридцати лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий. Каждая корпорация будет отличаема каким-нибудь цветом, соответствующим главному предмету ее труда, или каким-либо другим знаком».
Этьен-Габриэль Морелли.

«Кодекс природы, или Подлинный дух ее законов» (1755 год, перевод М. Е. Ландау)

С тридцати лет, по мысли Морелли, человек может одеваться сообразно своему вкусу, но без излишеств.
Collapse )

Китайская пионерка

1375482_original.jpg
Валериана Жолток. Китайские пионеры в гостях у минских пионеров, пер. пол. 1950-х
Увидено здесь
Прекрасная иллюстрация к тезису о том, что отсталое общество в отдельных проявлениях может быть прогрессивнее, чем общество более продвинутое. Китайская девочка в брюках (да, я знаю, что штаны - традиционная часть костюма китайских женщин), советские - в слегка модернизированной форме гимназисток прошлого века. Это из серии: "в Швейцарии женщины получили избирательное право в 1970 г."
Ну и опять же, "маленькие дети" - еще один фактик к тому, что соцреализм - никакой не реализм.